Найти тему
Счастье на научном

Балансируя на грани. Как сохранять устойчивость и не выгорать?

Тема «эмоциональное выгорание» стала очень популярной в последние несколько лет. Несмотря на многочисленные советы и рекомендации врачей, психологов, коучей в соцсетях и СМИ есть ощущение, что выгоревших людей не становится меньше, а даже наоборот.

Почему так происходит, есть ли «волшебная таблетка» от выгорания я поговорила с моей коллегой Мариной Безугловой, кандидатом медицинских наук, социологом, коучем, автором тг Pro Wellbeing | Марина Безуглова.

У Марины только что вышла книга, как раз про эмоциональное выгорание, и она любезно согласилась поделиться своими мыслями об эмоциональном выгорании и, конечно, поделилась советами для всех, кто столкнулся с той проблемой.

Из архива Марины Безугловой
Из архива Марины Безугловой

Марина, поздравляю тебя с выходом книги “Балансируя на грани. Как сохранять устойчивость и не выгорать”. Расскажи, что в твоем понимании феномен “эмоционального выгорания”, кто с ним сталкивается?

Спасибо. В моей новой книге я очень подробно исследую феномен выгорания, его разные стадии, рассказываю истории предпринимателей, которые переживали тяжелые ситуации физического и эмоционального истощения, и выходили из этой петли только после того, когда переставали делать работу единственной сферой приложения своих сил. Выгорание ведь очень часто настигает увлеченных людей, которые готовы работать по 10-14 часов в день, потому что воспринимают свое дело жизни как миссию, как нечто чрезвычайно ценное. Но если жить в режиме повышенных энергетических затрат и последовательно урезать все сферы жизни и активности, которые заряжают энергией, то неизбежно столкнешься с потерей мотивации и смысла. Так, в книге я рассказываю поучительную историю одной британской предпринимательницы, которая неистово работала на развитие своего стартапа, считая это делом жизни и своей миссией. На пути служения она выгорела, потеряла смысл в том, что делала, и смогла выйти из этого состояния только тогда, когда начала ставить в приоритет свои потребности, стала больше заботиться о себе, а в результате получила невероятный эффект и в своей профессиональной жизни: у нее увеличились продажи, она стала очень успешным предпринимателем, масштабирующим свой бизнес.

Сейчас и люди, и общество ищут способы, как снизить количество рабочих часов, но при этом не терять в эффективности и работать с удовольствием. Поэтому в некоторых странах компании активно тестируют четырехдневную рабочую неделю, и многие исследования говорят о положительных результатах такой инициативы. В результате перехода на четырехдневную неделю, отмечалось снижение уровня стресса и выгорания, сотрудники меньше времени тратили вхолостую, а компании отмечали рост производительности труда и увеличение выручки.

Ну и не зря же компания Google позволяет своим сотрудникам уделять 20% времени (один день в неделю) на любое занятие, которое им нравится — это может быть как собственный проект, так и просто сон. Потому что чем лучше удовлетворены потребности сотрудника, тем больше вероятности, что он будет с удовольствием и творчески подходить к решению задач компании: решение базовых потребностей открывает путь для удовлетворения потребностей более высокого порядка.

-2

Некоторое время назад я писала о новом тренде на рынке труда “тихое увольнение”, когда работник формально не покидает компанию, но и не работает сверхурочно, не проявляет инициативу, уходит с работы в 18.00. Интервью о “Кто работает в режиме “тихого увольнения”?” с Татьяной Коваль (Ананьевой) и «Режим “тихого увольнения” и ментальная устойчивость» с Андреем Вебером, основателем проекта «Культура счастья» вызвали много комментариев и просмотров. Есть ли связь между эмоциональным выгоранием и режимом «тихое увольнение» в твоем понимании?

Недавно появившийся термин «тихое увольнение» недаром вызывает столько споров - все дело в противоречии, которое заложено в этом понятии. Тихим увольнением многие называют работу без фанатизма и без переработок. Но это скорее плюс, чем минус, если сотрудник научился эффективно работать в рабочие часы и гармонично встраивает работу в свою жизнь. Вообще-то весь корпоративный мир старается справиться с пережитками культуры трудоголизма, которая приносит не самые лучшие плоды - а именно выгорание сотрудников, которое грозит большими проблемами для общества. Для работодателя выгорание оборачивается снижением эффективности труда, высокой текучкой персонала, многочисленными днями нетрудоспособности, а для самого сотрудника означает не только потерю энергии, но зачастую и потерю здоровья – ментального и физического. Но если «тихое увольнение» - это не только отсутствие неуемного трудоголизма, но и отсутствие мотивации, смысла, вовлеченности - то это плохо для всех, и не только для работодателя, но и для самого сотрудника, так как выгореть можно и от скуки, и в этом смысле boreout не лучше, чем burnout.

Тем не менее работа без переработок и сверхурочных не означает плохо, неэффективно и безынициативно. Все чаще сами трудоголики, которые в своем карьерном анамнезе имеют серию выгораний, приходят к тому, что построение разумных границ между работой и личной жизнью идет на пользу не только личной жизни, но и работе.

И поскольку я считаю, что отсутствие переработок и трудоголизма – это хорошо и для сотрудника, и для работодателя, я предлагаю немного уточнить понятие и считать «тихим увольнением» не отсутствие переработок, а скорее отсутствие вовлеченности, вдохновения, «огонька» в отношении к работе. Унылая и безынициативная работа — это зло не только для работодателя, но и для сотрудника. Потому что деятельность, которая приносит удовольствие и смысл - это необходимая составляющая благополучия и счастья для человека.

И тогда мы можем заключить, что «тихое увольнение» — это либо выгорание, когда сотрудник потерял энтузиазм в результате хронического стресса и истощения ресурсов, либо он выбрал ту работу, которая не соответствует его стремлениям, ценностям, талантам, и тогда он тихо саботирует или просто выполняет свою работу на минималках.

А как можно избежать такого «тихого увольнения» и соответственно, выгорания? Поделись своими мыслями.

Я довольно подробно исследовала синдром профессионального выгорания, в том числе разные его стадии. И в моей книге я решила сделать фокус не только на том, что работодатель может сделать для предупреждения выгорания команды, а на том, что сам сотрудник может предпринять, чтобы не выгорать. Как минимум, сотрудник может найти причину выгорания и попробовать изменить ситуацию. Мы всегда привыкли считать себя «жертвами» корпоративной культуры, я же предлагаю добавить агентности и использовать те ресурсы, которые есть у сотрудника, чтобы изменить условия на работе или поменять свою жизнь.

И, как показывает практика, в начале процесса выгорания, когда сотрудник только обнаружил себя в состоянии эмоционального и физического истощения, скорее он будет склонен к «громкому увольнению» - именно на этой стадии сотрудники чаще всего пишут заявления об увольнении, чтобы выскочить из дискомфортного состояния, уйти туда, где нет тех стрессоров, которые привели его к эмоциональному истощению. Он старается сменить обстановку, найти новые смыслы, получить свежую порцию дофамина, предвкушая новизну и перезагрузку. В этой ситуации я всегда рекомендую остановиться и попробовать решить проблему там, где она возникла: найти причину выгорания, исправить ее, и получить новый прилив дофамина, мотивации и вдохновения на старом месте работы. Мне приходилось в коучинге работать с такими кейсами, поэтому я знаю, что это возможно. С другой стороны, мне также известны случаи, когда сотрудник каждый раз воспроизводит тот же самый сценарий: устроился на работу, которая вроде бы нравится, выгорел, уволился, нашел новое место работы, там тоже выгорел и дальше продолжил пользоваться той же стратегией: смена обстановки, новый прилив сил, новые вызовы и трудности, новое выгорание и желание все поменять.

Как я часто повторяю: надо менять хорошее место работы на лучшее. А для этого сначала стоит наладить свои отношения с текущей работой, выйти из выгорания, а потом решить, надо ли немедленно искать новую работу. Когда мы учимся решать проблемы там, где они возникли, мы получаем опыт справляться с кризисными ситуациями, учимся опираться на себя и полностью задействовать свою зону контроля для изменений. Это отменяет чувство выученной беспомощности, дает устойчивость к стрессу в будущих кризисных ситуациях и расширяет репертуар копинг-стратегий, когда можно не только избегать стрессоры, но и пытаться изменить условия жизни.

Но не всем удается справиться со стрессом на работе или вовремя покинуть работу, которая довела до истощения. И вот тогда действительно может настать стадия «тихого увольнения», когда организм вынужден как-то адаптироваться к хроническому состоянию низкой энергии. Ее не хватает на энтузиазм, вовлеченность, на теплые отношения с сотрудниками и клиентами, в результате сотрудник может чувствовать отрешенность, отчужденность, цели компании становятся от него далеки, он находится в позиции безразличия, негативизма, сопротивления или саботажа. Часто такое состояние является следствием длительного выгорания, когда у сотрудника не хватает ресурса даже на увольнение. И если из стадии эмоционального истощения он чаще всего выбирается самостоятельно, то, когда он зафиксировался в состоянии хронического стресса надолго, скорее всего понадобится помощь коуча или психолога, чтобы справиться с ситуацией и выйти из дискомфорта.

Возможно, что кроме выгорания есть и другие причины для «тихого увольнения» — например, нежелание сотрудника тратить свои силы на работу, потому что его интересы лежат в других сферах, а работа становится всего лишь средством получения вознаграждения, чтобы обеспечить свои материальные потребности. Хоть это и не выгорание в чистом виде, но безынициативное существование на работе, где приходится тратить многие часы на неинтересную работу, приведет к скуке, отсутствию достижений, потере чувства потока, и все это существенно обедняет жизнь и не приносит радости. Здесь нет однозначных ответов, надо ли уходить с такой работы - важно поработать со своими ценностями, выстроить их иерархию, понять, ради чего ценного я остаюсь на этой работе. После чего принять осознанное решение. И если оно все же про то, чтобы остаться на работе, я опять порекомендую что-то изменить, добавить те активности в работу, которые заряжают энергией и вдохновляют.

А может ли сотрудник сам решить вопрос с переработками, неблагоприятным стилем менеджмента, неинтересной работой и всем тем, что вызывает выгорание?

Как минимум, он может попытаться изменить ситуацию. А попытка - это уже выход из состояния выученной беспомощности, когда мозг работает в режиме «я ничего не могу, нечего и пытаться». Как показали исследования, именно установка на то, что я ничего не могу сделать, отключает регулирующее влияние неокортекса на лимбическую систему, в результате создавая условия для неконтролируемого стресса. Как только мы придумали план или сделали переоценку ситуации, мы включили неокортекс и взяли под контроль стрессовую реакцию.

Вообще для того, чтобы справиться с выгоранием, надо сначала определить причину, которая привела к нему. Потому что рекомендации пойти отдохнуть очень часто не работают. Сотрудник может уйти даже в долгосрочный отпуск, чтобы прийти в себя, отдохнуть, восстановить силы, а после возвращения быстро вернуться в состояние хронического стресса просто потому, что стрессор продолжает действовать. Поэтому диагностика причин стресса - это важный инструмент, который помогает найти точку приложения усилий, чтобы улучшить свои отношения с работой.

Мы говорим, что переработки и чрезмерная нагрузка создают предпосылки для выгорания. Это общие слова, надо разобраться, что не так - работы слишком много, либо она слишком срочная, либо слишком сложная. К сожалению, оказавшись в тяжелой ситуации, не всегда приходит в голову пойти и обсудить проблему с руководством, особенно это касается молодых специалистов, которые относятся к группе риска выгорания. В результате сотрудники сидят со своей болью и до последнего пытаются проявлять личную стойкость, мужественно сражаясь с трудностями. Но мир сейчас другой — в нем побеждает тот, кто мыслит креативно, придумывает нестандартные решения, умеет общаться и обсуждать проблемы, а не тот, кто сгорает дотла на работе, так и не сказав никому, в чем дело.

Как минимум, сообщать о своих личных проблемах весьма полезно: это не только сохраняет собственное здоровье, но и вносит вклад в улучшение рабочих процессов. Если вам работается тяжело — часто это сигнал, что надо менять стандарты работы, оптимизировать процессы или пройти дополнительные тренинги. На эти инициативы руководство пойдет, если получит сигнал о том, что сотрудники перерабатывают, испытывают стресс и с трудом справляются с валом работы.

Я далека от мысли, что любой сигнал от сотрудника приведет к волшебному изменению ситуации, но точно знаю, что откровенные разговоры помогают донести свою точку зрения, после чего руководители начинают разбираться в ситуации и принимать меры. Сейчас ценность человеческого ресурса очень велика для многих работодателей, поэтому есть большой шанс быть услышанным. В противном случае руководитель и не узнает о проблемах сотрудника, и ситуация уж точно не изменится.

С любой из причин выгорания можно попробовать разобраться, а если не получится, то задуматься о приложении своих сил и энергии где-то в другом месте. В любом случае не стоит продолжать жить в режиме «тихого увольнения» — это не полезно прежде всего для самого человека, его благополучия, развития, самооценки и даже здоровья.

Во что ты веришь, но не можешь доказать?

Я верю в то, что в мире все со всем связано, что на каком-то глобальном уровне мы все едины, и каждый человек — это уникальная клеточка единого организма. А это значит, что, если мы тратим жизнь на борьбу и конфронтацию, мы боремся против себя. И если бы мы просто поверили в это единство, в мире стало бы меньше деления на «своих» и «чужих» и больше сотрудничества вместо конкуренции.

Короткий блиц

1. Что такое счастье в твоем понимании? Дай свое определение счастья.

Несколько лет назад в своей книге “Wellbeing” я определяла понятие счастья и благополучия через такие категории, как любовь, принятие, развитие, баланс и гармония.

Сейчас я бы добавила, что считаю счастьем способность и возможность жить в соответствии со своими ценностями, идти своим путем и иметь единомышленников - попутчиков.

2. Что делает тебя счастливой в обычный день. Дай список из 5 мелких радостей жизни или аптечки счастья:)

- Проснуться утром под мелодию будильника “Hallelujah” от Леонарда Коэна и порадоваться тому, что у меня есть этот день;

- Сделать ритуал утренних практик, чтобы зарядиться физической энергией и настроиться ментально на грядущий день;

- Выпить чашку утреннего кофе, смакуя каждый глоток;

- Отмечать выполненными задачи дня в ежедневнике и испытывать удовлетворение от хорошо сделанной работы;

- Общаться с людьми в течение дня, заряжать и заряжаться в этом общении.

3. Какие твои эмоции дают тебе ощущение счастья?

Радость, азарт, любовь, благоговение перед прекрасным, восхищение.

4. Твой совет книги или фильма по теме счастья.

К теме счастья хорошо подходят добрые рождественские фильмы. Чтобы убедиться, что любовь повсюду и чудеса случаются, советую посмотреть фильм «Реальная любовь» (Love actually).

Марина Безуглова о том, как подводить итоги и планировать, если не хочется.