Найти тему
Круто об искусстве

"Очень рано в жизни я нашел человека уродливым; животное казалось мне красивее и чище..."

Франц Марк. Корова и овца, 1914. Частная коллекция
Франц Марк. Корова и овца, 1914. Частная коллекция

"Он выглядел как житель гор с его необыкновенным ростом, широкими плечами, худым лицом, черными волосами, с его манерой размашисто шагать. В городе он казался столь массивным, столь несоответствующим. Его лучше было видеть среди гор, лугов и лесов. Там он был "дома". Всегда его сопровождала большая белая собака по имени Русси, которая походила на хозяина беспорядком внешнего вида, силой и некоторой треугольностью облика… Они чудесно дополняли и понимали друг друга. Черный говорил что-нибудь Белому ласковым голосом, и Белый кивал головою в ответ" (Василий Кандинский).

Франц Мориц Вильгельм Марк. Тот, у кого с животными всегда складывалось много проще, чем с людьми.

"Очень рано в жизни я нашел человека уродливым; животное казалось мне красивее и чище..." (Франц Марк)

Франц Марк. Замок Рид, 1914. Берлинская картинная галерея, Берлин
Франц Марк. Замок Рид, 1914. Берлинская картинная галерея, Берлин

Франц Марк. Пейзаж с животными, 1913. Сент-Луисский художественный музей, Сент-Луис
Франц Марк. Пейзаж с животными, 1913. Сент-Луисский художественный музей, Сент-Луис

Франц Марк. Синяя лошадь, 1913. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Франц Марк. Синяя лошадь, 1913. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Потому что мир погряз во грехе, а технические новации порабощали человека. Противоядием для Марка стал мир природы.

Экспрессионизм - это вообще очень проромантическое движение: унаследовав идеи эпохи романтизма (от Новалиса с его "голубым цветком", братьев Шлегелей, Вакенродера... до Каспара Давида Фридриха и Филиппа Отто Рунге), экспрессионисты стремились преобразовать человека и мир посредством своего искусства.

Да, они отразили стадии разложения и распада, как формы, так и духа. Но, по сути, остались утопическим миропониманием, нацеленным на идеальное преображение действительности - среди хаоса и остатка разрушенных форм и духовных ценностей экспрессионисты призывали к моральному обновлению человека.

Не случайно их обзывали "Дикими Германии", памятуя о французских фовистах... Действительно, они были близки к фовистам колористическим напряжением, резкостью и энергией форм, пляшущим аки заводной апельсин мазком... Такая же яркая, выразительная реальность, преобразованная в дорожный знак, ибо дорожный знак не нуждается в натуроподобии - его лапидарный язык и так всем понятен.

За одним принципиально важным исключением - будучи плодами именно германского искусства немецкие экспрессионисты внесли трагизм, содержательность и психологическую глубину в новое искусство начала ХХ столетия, которое, казалось, только и занимается тем, что ищет формальные новации.

Так, у экспрессионистов резкая угловатость форм, нервность мазка, маниакальная (временами доходящая до экстаза) деформация материи есть синоним душевного спазма, крик без звука. И неизменно всегда этот крик связан с глубоко личным переживанием конкретного художника.

Немецкая национальная школа вообще всегда имела устойчивое стремление к социальной содержательности (даже в импрессионизме Макса Либермана или Фрица фон Уде).

Да и сама эстетизация, доходящая порой до болезненности, всего некрасивого, уродливого или того, что кажется таковым, существовала очень и очень давно (тот же любимый экспрессионистами Грюневальд своего распятого Христа писал с чумными бубонами - это был сказ именно про смерть, а не про чудо воскресения).

Франц Марк.  Конюшня, 1913. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Франц Марк. Конюшня, 1913. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Франц Марк. Газели, 1914. Частная коллекция
Франц Марк. Газели, 1914. Частная коллекция

Франц Марк. Мифические животные, 1913. Частная коллекция
Франц Марк. Мифические животные, 1913. Частная коллекция

Франц Марк. Птицы, 1914. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен
Франц Марк. Птицы, 1914. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

Марк всегда пытался смотреть на мир глазами животного. Именно поэтому, сколько бы лошадей, лисичек, собак... ни написал художник, ни один толковый искусствовед не называл его "анималистом" - это всегда аллегория, та самая, от романтизма.

За одним единственным исключением: искусство экспрессионизма - это не инобытие романтической мечты, а преображенная эмоциями и страстями реальность, полная сложных драматических коллизий. Мир экспрессионизма представлен не привычными и понятными образами, а отчужденными и противоречивыми, увиденными как бы впервые.

"Есть ли какая-либо более загадочная идея для художника, чем представление о том, как природа может отражаться в глазах животного? Как лошадь видит мир, или орел, олень, или собака? Насколько бедна и бездушна наша традиция размещать животных в пейзаже, который принадлежит нашим глазам, вместо того, чтобы проникнуть в душу животного, чтобы представить его восприятие" (Франц Марк)

Франц Марк. Лисицы, 1913. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф
Франц Марк. Лисицы, 1913. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф

Франц Марк. Синяя лошадь, 1911. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен
Франц Марк. Синяя лошадь, 1911. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

Франц Марк. Тигр, 1912. Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен
Франц Марк. Тигр, 1912. Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен

В семье Марка все было очень серьезно: отец - юрист, мать - кальвинистка, старший брат Пауль - ученый, который исследовал Византию. Вот и юный будущий художник избрал себе путь теолога и философа. Избрал, но после срочной службы в армии, неожиданно и твердо решил стать художником (причины столь резкого поворота Марка в сторону творческой деятельности до сих пор не ясны).

Такое дело: "Если вы хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит - идите в искусство" (народная шутка).

А для изучения натуры и упражнений в рисунке - в зоопарк. Ну это если следовать путем Марка, настольной книгой которого стала "Жизнь животных" Альфреда Брема.

И, следуя корням (имеется ввиду чисто немецкий маркер, идущий еще от Лукаса Кранаха и Грюневальда, - до болезненности эстетизировать все некрасивое и уродливое, а также совершенно четко стремиться к образной содержательности), Марк страстно желал выражать СУТЬ ЯВЛЕНИЙ, а не изображать их внешнее подобие (впрочем, все, что сказано выше, абсолютно справедливо по отношению ко всему экспрессионизму).

Так, в его искусстве принципиально важен цвет. Марк не только понимал потенциал цвета влиять на настроение, но и разработал свою собственную теорию цветовой символики. Синий он, например, ассоциировал с мужским началом, а желтый - с женским, красный - с физическим, жестоким миром.

Что я хочу сказать? Работы Марка есть колористические метафоры страстей и страданий. Художник сливает формы пейзажа и животных в единое, органическое, нераздельное целое - только у животного мира осталась связь с природой.

Франц Марк. Хамелеон, 1913. Музей Шпренгеля, Ганновер
Франц Марк. Хамелеон, 1913. Музей Шпренгеля, Ганновер

Франц Марк. Красная корова, 1913. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Франц Марк. Красная корова, 1913. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Франц Марк. Животные в лесу, 1913. Частная коллекция
Франц Марк. Животные в лесу, 1913. Частная коллекция

Дело в том, что начало ХХ столетия - это время переживания духовной катастрофы. Нравственность падает, официальные моральные установки порабощают личность, в миру властвуют машины и техника. Художники тоскуют по утраченной гармонии и ищут глубинного контакта с природой, стремятся обрести вновь разрушенные связи (поэтому и так много пейзажа в багаже экспрессионизма).

Марк бежал от этого несовершенного человеческого мира в мир животных, идеализируя его. Животным неведомы людские пороки, да и убивают они друг друга исключительно пропитания ради.

Но мир этот оказался до щемящий боли в груди хрупок и нестабилен - разрушенные формы; ломаные, острые как рапира, линии; автономная сила цвета.

Его "Башня синих лошадей" - это отсылка к четырем всадникам Апокалипсиса. Потому что экспрессионизм видел в Апокалипсисе ВОЗМОЖНОСТЬ очистить природу (и человека).

Франц Марк. Башня синих лошадей, 1913. Утрачена
Франц Марк. Башня синих лошадей, 1913. Утрачена

Франц Марк. Башня синих лошадей, 1913. Утрачена
Франц Марк. Башня синих лошадей, 1913. Утрачена

А потом случился 1914 год - тот самый Апокалипсис. Марк пошел добровольцем на фронт, потому что искренне верил в эту возможность глобального обновления и очищения мира.

Друзья не разделяли его мечтаний - Пауль Клее презирал даже его военный мундир, а Кандинский вынужден был уехать в Россию. Более того, на фронте уже погиб Август Макке и обессмыслил своей смертью любые доводы в пользу войны.

Вскоре прозрение пришло к Марку, на фронте, когда трупный запах стал просто невыносим.

Незадолго до его военных опытов художник отошел от предмета и обратился к абстракции. Потому что в воздухе витали чумные ароматы грядущей катастрофы (экспрессионисты в этом плане все пророки). Его "Борьба форм" (1914) - это борьба света и тьмы, символический иероглиф событий, что совсем скоро произойдут. А в "Тироле" (1914) уже все случилось - зловещие черные ветки деревьев, словно косы смерти, разрушают мир до основания.

Франц Марк. Борьба форм, 1914. Пинакотека современности, Мюнхен
Франц Марк. Борьба форм, 1914. Пинакотека современности, Мюнхен

Франц Марк. Тироль, 1914. Пинакотека современности, Мюнхен
Франц Марк. Тироль, 1914. Пинакотека современности, Мюнхен

Франц Марк. Несчастная земля Тироль (Das arme Land Tirol), 1913. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Франц Марк. Несчастная земля Тироль (Das arme Land Tirol), 1913. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Франц Марк. Судьба животных, 1913. Художественный музей Базеля, Базель
Франц Марк. Судьба животных, 1913. Художественный музей Базеля, Базель

Немецкое правительство в 1916 году подготовило список важных для страны художников, которых следовало освободить от военной службы. Франц Марк был в списке, но так и не узнал об этом. Его смертельно ранили в сражении под Верденом - одном из самых кровавых за всю историю Первой мировой войны. Тогда обе стороны потеряли около миллиона человек.

Ему было 36 лет.

Еще в 1911 году Кандинский и Марк создали арт-объединение Der Blaue Reiter или "Синий всадник", потому что оба любили синий, религиозную мистику и философию (связь с Георгием Победоносцем).

"Синий всадник проецирует себя в таинственные царства природы и, без жестокости или резкого эффекта, растворяется в изумлении ребенка, замешательстве неуравновешенного человека, наивности крестьянина, ужасах и радостях животных" (Франц Марк)

Франц Марк и Василий Кандинский
Франц Марк и Василий Кандинский

""Синий всадник" - это мы оба, я и Марк" - сказал позже Кандинский и после войны не стал возрождать группу. Без Марка.