Статьи
30 прочтений · 4 часа назад
Как загнать дьявола в ад?Лайфхак от Джованни Боккаччо из Проторенессанса.
"...она пошла далее и добралась до кельи одного молодого отшельника, человека очень набожного и доброго, по имени Рустико... Он, для того чтобы подвергнуть большому испытанию свою стойкость, не отослал ее, как другие, а оставил с собою в своей келье и, когда настала ночь, устроил ей постель из пальмовых ветвей и сказал, чтобы она на ней отдохнула. Когда он это сделал, искушение не замедлило обрушиться на его крепость... он без особых нападений показал тыл, сдался побежденным и, оставив в стороне святые помыслы, молитвы и бичевания...
31 прочтение · 2 дня назад
Искусственный интеллект (ИИ) в СССР был.
И существовал он благополучно со второй половины 1940-х годов, когда Рудольф Зарипов - главный адепт кибернетической музыки СССР, учился в музыкальном училище Казани (потом в Казанском университете, потом в аспирантуре Ростовского университета, где получил степень кандидата физико-математических наук / успешно защитив диссертацию он с 1958 года последовательно занялся проблемой алгоритмического сочинения музыки). Активная стадия творческих экспериментов Зарипова началась с 1959 года, когда...
69 прочтений · 6 дней назад
Пятница. Ангелочки Джотто и максимально емкая подборка фильмов об искусстве:
1. Гамбит, 2012. Это ремейк - история 18+ (Алан Рикман, шуточки соответствующие и Колин Ферт без штанов). Про аферистов, большие деньги и Моне. 2. Фламандская доска, 1995. Про фламандскую доску 500-летней давности, ее реставрацию и головоломки, зашифрованные в ней. 3. Обнаженная Маха, 1999. Тут и Гойя, и Годой, и мертвая Альба, и Пепита - все мифы одним кадром (согласно одной из легенд моделью для картин Гойи "Маха обнаженная" и "Маха одетая" была Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба, с которой по слухам у художника аккурат был роман...
185 прочтений · 2 недели назад
Сюжеты христианской истории как рок-концерт. Ибо даже в сравнении с Пикассо он выглядит новатором. Потому что симфония перламутра, изломанные, вытянутые силуэты, хоровод рук и 3D-эффекты. Это все он - Доменикос Теотокопулос, известный в миру как Эль Греко... лучший период творчества которого пришелся на рубеж XIX - XX веков (и не важно, что жил он 410 лет назад, под самый конец XVI - начало XVII столетий, ругать в ХХ веке его будут так, словно он современник - один из тех самых новаторов, которыми так изобиловало время). Потому что: 1️⃣ Эль Греко не любил солнечный свет (он мешал, по словам самого художника, его "внутреннему свету") - Эль Греко создал свой мистический перламутровый. 2️⃣ Эль Греко писал сразу с нескольких ракурсов, при этом отдельные фигуры и объекты у него плоские ("раскрашенные скульптуры" эпохи Возрождения он категорически презирал) - тот самый 3D эффект, за который Сергей Эйзенштейн благолепно назвал Эль Греко предтечей киномонтажа. 3️⃣ Эль Греко обожал руки - хоровод рук - вся квинтэссенция именно в них, все нервы и надрывы. И красота тоже в них. Конечно, художник и в свое время был не понят - своеобычное и слабо поддающееся классификации искусство Эль Греко поражало и обескураживало (хотя чисто внешне он близок к раннему маньеризму). Как в лучших традициях ХХ столетия Доменикос Теотокопулос намешал всего, задолго до того самого XX столетия: черты византийской иконописи смачно сдобрены приметами итальянского Ренессанса и маньеризма, и все это под острым соусом испанского мистицизма. Христианский рок, исполненный под аккомпанемент симфонического оркестра. ▪️Эль Греко. Поклонение пастухов, 1614. Национальный музей Прадо, Мадрид. ▪️Эль Греко. Святой Иоанн Креститель, 1600-е. Музей изобразительных искусств (Почетного легиона) (FAMSF), Сан-Франциско. ▪️Эль Греко. Открытие Пятой Печати (Видение святого Иоанна Богослова), 1614. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ▪️Эль Греко. Лаокоон, 1610. Национальная галерея искусства, Вашингтон. ▪️Эль Греко. Концерт ангелов, 1614. Национальная галерея Греции и музей Александра Соутсу, Афины. ▪️Эль Греко. Снятие одежд с Христа (Эсполио), 1579. Кафедральный собор, Толедо. ▪️Эль Греко. Святые Андрей и Франциск, 1595. Национальный музей Прадо, Мадрид.
162 прочтения · 2 недели назад
Джордан Вольфсон (Jordan Wolfson, 1980) - молодой, талантливый, дерзкий (работает с самими разными медиумами: от скульптуры и инсталляции через видео и фотографию к цифровой анимации и перформансу). Технологии, СМИ и весь сор интернета - основные маркеры его визуального кода. Кода, ясное дело, максимально неудобного для глаз, потому что то есть гипертрофированный "коллаж из побочных продуктов культуры" (характеристика самого Вольфсона). В 2018 году The Broad (Лос-Анджелес) показал миру скульптуру Вольфсона "Женская фигура" (2014) - механическая аниматронная барышня-андрогид ("Безобразная герцогиня", та самая Маргарита Маульташ - прочный синоним скверны, порока и разврата, Квентина Массейса и трансвестит в одном лице), полураздетая, в сапогах и в маске ведьмы (потому что еще Генрих Крамер завещал, что именно Femina есть существо изначально срамное, злобливое, более склонное к зову плоти, нежели к зову веры). Она соблазнительно танцует (аки гетера на пиру у Александра... или девушка в одном из голливудских баров, типа Cheetahs, Jumbo’s Clown Room, Crazy Girls или Xposed) и сексапильно (нет) говорит голосом художника. Этакий концентрат современности. Тогда же, в 2018 году, в галерее Tate Modern (Великобритания) состоялась первая лондонская презентация "Цветной скульптуры" (2016) Вольфсона - тоже механической аниматронной фигуры, только уже парнишки-марионетки /манекена / не до конца мутировавшего в настоящего живого мальчика Пиноккио / Гекльберри Финна / телевизионного персонажа 1940-х годов Хауди Дуди / персонажа журнала MAD Альфреда Э. Ноймана 1954 года / клоуна Пеннивайза Стивена Кинга или Андреса Мускетти. Рыжие волосы, веснушки, зеленая рубашка, синие шорты, части тела, соединенные цепями, и злобные глазища-экраны, оснащенные технологией распознавания лиц (глаза могут следить за движением / присутствием окола 20 человек одновременно). Звуки двигателей и рельс, цепей, упавших на пол, лебедки... песня Перси Следжа "Когда мужчина любит женщину" (1966) и голос парнишки, то есть Вульфсона: "Двое убьют тебя, трое обнимут, четверо пустят тебе кровь, пятеро прикоснутся к тебе, шестеро растрогают тебя"... Клоунские пытки - но не в одностороннем порядке, а очень и очень дуалистично. Потому что с одной стороны то сказ про "наказание", "жестокое обращение", "насилие" (и далее по списку), ибо то и дело "Пеннивайз" с грохотом падает на пол (части тела парнишки сделаны из эластомера - промышленного материала, который очень устойчив к ударам)... с другой - достаточно взглянуть в глаза "Пеннивайзу" и жертва сразу лишается статуса невиновен.
76 прочтений · 2 недели назад
"Я не хочу создавать картину"
"Я не хочу создавать картину; я хочу открыть пространство, создать новое измерение, открыть путь в космос, поскольку он бесконечно расширяется за пределы ограниченной плоскости картины". Сказал Лучо Фонтана и в 1958 году в своей миланской студии впервые прорезал полотно ножом. То был иконоборческий жест, потому что холст для выпускников любой академии (Фонтана успешно выпустился из Академии Брера) есть поверхность сакральная. И дыра в холсте воспринималась как рана на груди...
42 прочтения · 3 недели назад
"Сорок градусов выше Дада"
Так обозвал манифест "Новых реалистов" создатель движения Пьер Рестани, а Жан Тэнгли успешно завоевал этому неодадасюру мировую известность - 17 марта 1960 года в саду Музея современного искусства представил machine autodestructrice (самовоспламеняющуюся кинетическую скульптуру - этакую пиротехническую инсталляцию) "Оммаж Нью-Йорку", благолепно окрещенную самим автором как "симулякр катастрофы" (потому что машина эта, свинченная из предметов, найденных на помойке и складах металлолома, к которой были приделаны два мета-матика, весьма зрелищно совершила самоубийство, т...
61 прочтение · 1 месяц назад
Для мира современного искусство он сродни Майклу Джексону или Мадонне...
...superstar, икона поп-арта. Вторая икона (и живая), первый, конечно, Энди Уорхол. Поэтому часто его и называют "японским Уорхолом". И, по всей вероятности, именно поэтому о творчестве Такаси Мураками (1962), типично японского художника по представлению европейца (пестрота аниме аки клеймо на всей японской культуре) принято умалчивать в родной для него Японии (представители культурных институций выступают против упрощения японской культуры, подачи ее в виде своеобразного лубка, как они воспринимают работы Мураками)...
64 прочтения · 1 месяц назад
Юэ Миньцзюнь - тот самый, у которого все всегда смеются.
Лихорадочно, неистово, во весь рот. Такой исступленный смех. Сардонический. Но не жестокий или злобливый, как ныне мы привыкли трактовать термин "Riso sardonico", а именно в его древней транскрипции - смех за секунду до смерти, когда "спазматические судороги лицевых мышц растягивали лицо в гримасе". Такое дело, улыбка необязательно должна соответствует счастью. В рукописи Павсания "Описание Эллады" спартанский главнокомандующий, говоря о природе Сардинии, ведет сказ...
118 прочтений · 1 месяц назад
Мы говорим "Помпеи" и вспоминаем Карла Павловича Брюллова.
А потом в голове возникает он - фаллос, и вполне закономерное отождествление Помпей с городом порока и разврата. Этакие Содом и Гоморра, уничтоженные за скверну мирскую рукой бога (Везувия)... НЕ ПРАВДА (хотя, кажется, даже многочисленным помпеянским гидам об этом историческом факте сказать забыли). На пост же меня вдохновила статья с довольно заманушным названием "Мифы о разрушении Помпей, про которые надо знать, что это неправда", где автор публикации пишет, цитата: "все, что...
146 прочтений · 1 месяц назад
Древний Рим. Зевс, Минотавр и Коза.
Зевс соблазнил Леду в облике лебедя, Деметру - в виде змея (так родилась Персефона), титаниду Лето - будучи перепелом. К прекрасной Фитии он явился в обличии голубя, а к Евримедусе - (мое любимое) в виде муравья. Пасифая, воспылав страстью к быку, отдалась ему, и в результате этой страсти на свет появился Минотавр, названный Овидием "быком, бывшим наполовину человеком, и человеком, бывшим наполовину быком"... То будет сказ про скотоложство. И никакой скверны, ибо зоофилия в древнем мире есть акт религиозного таинства - соитие с богами...
100 прочтений · 1 месяц назад
Врываемся в понедельник грамотно.
ТРИ совета, как прожить жизнь блистательно от графа Робера де Монтескью - самого известного денди Парижа, невозможного эстета, "повелителя утонченных запахов" и просто "профессора красоты". Последнее прозвище, к слову, закрепилось за Монтескью благодаря Прусту - так называлась одна из рецензий на очередную его литературную работу (граф занимался еще и сочинительством). Монтескью рецензию оценил и прислал Прусту подарок - свой фотопортрет с надписью "Я повелитель преходящего" (Je suis le souverain des choses transitoires)...
Видео