Найти тему
Он создал, наверное, самую едкую и точную хронику Берлина 1920-х.
Одна из главных улиц Берлина - Курфюрфюрстендамм: дорогой магазин, богатые бюргеры и инвалид войны. И гротеск - шик красной помады, жабье лицо с сигарой (а жаба в средневековой транскрипции приравнивалась не просто к ереси, но к дьяволу) и этот снобистский, уныло скучающий, нос...  Он создал, наверное, самую едкую и точную хронику Берлина 1920-х. Ураганный огонь насмешек. Острый, безжалостный, злободневный сарказм. Люди-марионетки, тела-механизмы. Протез как диагноз...
48 минут назад
В ушах обрывки тёплого бала, а с севера — снега седей — туман, с кровожадным лицом каннибала, жевал невкусных людей. Часы нависали, как грубая брань, за пятым навис шестой. А с неба смотрела какая-то дрянь величественно, как Лев Толстой. 1914. Владимир Маяковский. ▪️Ксения Макаренко (Аксинья) "Комета", 2025 Холст, акрил, коллаж; 60х90 см. "Ноктюрн в розовых очках", 2025. Холст, акрил, коллаж; 30х40см.
3 дня назад
Сегодня пятница, 14 марта, "Луна-кровавая", и рыцари, которые сражаются с улитками. Или молят их о пощаде. Вообще-то у историков нет единого мнения насчет того, что именно символизирует этот сюжет. Дело в том, что мотив битвы с улиткой не зависит напрямую ни от текста, ни от характера манускрипта. Он встречается повсеместно: в рыцарских романах, часословах, бестиариях, в псалтирях и т.д. Реже, но встречается, коленопреклоненный рыцарь, поверженный улиткой, который молит ее о пощаде. По всем правилам приличия и хорошего христианского тона. Существует две убедительные версии. Первая: Улитки изображают ломбардийцев, которые в те времена пользовались дурной славой, ибо уверенно носили почетное звание главных трусов Европы (позорно бежали от войска Карла Великого в 773 году). А еще активно занимались ростовщичеством, ссужая деньги под процент (именно их лавки стали называться "ломбардами"). Вторая: Улитка - это про трусость вообще, поэтому битва эта - аллегория трусости в вообще. Ну и всегда держим в голове: 1) то был перевернутый вверх тормашками мир (карнавальная культура, если по Бахтину, которой было свойственно переворачивать мир наизнанку). 2) гротеск, сатира, и абсурд ибо до сих пор они есть лучшие маркеры, чтобы обличать язвы и пороки времени. 3) смехуечки, поскольку уставшего от серьезного основного текста читателя хотелось развлечь. Эдакое наставление через юмор, потому что так лучше усваивается (иначе говоря шутовство, если по Даркевичу).
4 дня назад
Энди Уорхол, 18+
Имел он такую привычку, делать тысячи полароидных снимков "члена и яиц" всех посетителей "Фабрики", желающих сфотографироваться (Уорхол Э., Хэкетт П. ПОПизм: Уорхоловские 60-е. СПб.: Амфора, 2009. С. 344). Он - это Энди Уорхол. Который на протяжении 1950-х годов работал над серией изображений гениталий cock drawings для готовящейся к изданию cock book (при жизни художника эти иллюстрации ни разу не выставлялись, да и до сих пор о них мало кто знает). А в 1963 году снял "самую...
266 читали · 1 неделю назад
Знаете как звали славянского Диониса?
Услад.  "Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу (инструмент типа лютня) и пляшущий на голос оныя, есть бог веселия и жизненных услаждений…" (Григорий Глинка "Древняя религия славян", 1804). Но такое дело. Не было у славян никакого Услада! Зато был сонм никогда не существовавших (или благозвучно исковерканных) персонажей. Типа всеми нам известного Ярила, который в пьесе Островского "палящий бог ленивых...
1 неделю назад
Вы что-нибудь слышали про цепь Глейпнир?
Которой, согласно скандинавской мифологии, боги сковали чудовищного волка Фенрира, созданного на погибель миру.  Это была третья по счету цепь (первые две, металлическую Лейдингу и железную Дроми, Фенрир благополучно разорвал). Богам такой расклад был не по нраву, поскольку именно Фенрир должен был поглотить Одина.  Короче, попросили боги скандинавские черных карликов-цверг (т.е гномов из подземного царства Нидавеллир) сковать самую прочную цепь в мире, которую невозможно было бы разорвать...
2 недели назад
Галеев представлял себе светомузыку "как огромную черепную коробку, внутри которой визуализируется работа мозга" (Ю. Линник), "как идеальное пространство, где не действуют законы сохранения - здесь все превращается во все" (Ю. Линник). Сегодня уже весна. ▪️Казань светомузыкальная, 1975. Реж. Булат Галеев. ▪️Космическая соната, 1981. Реж. Булат Галеев. 
2 недели назад
Его зовут Клер (1960, Челмсфорд, графство Эссекс).
Точнее, Грейсон Перри. Клер - это его альтер эго ("женщина лет сорока с небольшим, живущая в доме Барратта, женщина, которая ест готовые блюда и может пришить пуговицу" - Грейсон Перри). И он - английский художник (обладатель Премии Тернера, в 2013 году посвященный в рыцари за заслуги в области современного искусства), обаятельнейший эксцентрик (с неизменным Аланом Мелом - плюшевым мишкой из трудного детства в неблагополучной семье, в кармане), и просто остроумный злободневный автор, блестяще жонглирующий семантическими кодами истории искусства и цивилизаций...
135 читали · 3 недели назад
Вот мы с вами росли в парадигме стихов Пушкина, а они...
Вот мы с вами росли в парадигме стихов Пушкина, а они, люди эпох Средневековья и Возрождения, рождаясь, уже знали видения Хильдегарды Бингенской - самой преинтереснейшей женщины средневековья. Барышней она была неординарной: эпистолярный жанр любила (переписывалась практически со всеми монархами Европы), музыку сочиняла (в 1993 году самой популярной пластинкой стала Canticles of Ecstasy, аккурат исполненная с ее записей ансамблем Seguentia), свой собственный алфавит изобретала (не срослось), видениями развлекалась (не забывая о каноническом духовном подвиге молитвы, поста и аскезы)...
229 читали · 3 недели назад
"Я счастливо оказался в стране насмешек, где все - блестящий, но жестокий маскарад" (Джеймс Энсор) ▪️1889. Музей изобразительных искусств, Гент.
3 недели назад
Она давно стало круче Че Гевары, Эвы Перон и Карлоса Гарделя.
Зовут ее Мафальда. Ей 61 год (но всегда 6 лет) и она персонаж комикса. Создал Мафальду аргентинский художник-карикатурист Хоакин Сальвадор Лавадо (в миру известный под псевдонимом Кино) в 1964 году. А уже в 1969 году вышло итальянское издание комикса о девочке-бунтарке с предисловием, написанным Умберто Эко. К 1972 году комикс публиковался в 60 газетах и журналах в Латинской Америке, а виде книги был выпущен в Португалии (1970), Германии и Финляндии (1971), а также во Франции (1973).  Кажется это самый известный на международном уровне комикс...
1 месяц назад
Лотман говорил: "Все есть текст". И текст этот, в том числе и художественный, "сложен из множества разных видов письма, происходящих из различных культур и вступающих друг с другом в отношения диалога, пародии, спора, однако вся эта множественность фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель. Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении своем, а в предназначении, только предназначение это не личный адрес; читатель - это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст" (Ролан Барт, эссе 1967 года). ▪️Кадры из фильма "Время развлечений" (Реж. Жак Тати, 1967)
1 месяц назад