Найти тему
Дом Свечей

Острая память. Рассказываем об эффективных приемах запоминания

Всем нам нужна хорошая память, ведь это один из очевидных признаков эффективности работы головного мозга.

Острая память является важным конкурентным преимуществом. Человек, умеющий хранить в своей голове массу полезной информации, выгодно выделяется на фоне остальных.

Особенно актуален вопрос запоминания и хранения информации стоит именно сегодня. Когда в эпоху гаджетов люди, имея всегда под рукой телефон с постоянным доступом в Интернет, совсем перестали напрягать свой мозг, чтобы что-то запомнить.

А между тем тренировка памяти позволяет отсрочить процессы старения и деградации мозга. Натренированная память является мощным противоядием от ментальных проблем в зрелом и преклонном возрасте.

Давайте узнаем несколько эффективных методов запоминания, которые позволят повысить остроту памяти, а значит натренировать свой мозг. Пока на праздниках все отдыхают мы прокачаем свою память и блеснем новой усвоенной информацией в обществе.

Мотивация

Чем выше ценность той информации, что хочет запомнить человек, тем легче это дается.

Это значит, что информация для эффективного запоминания должна быть полезной или интересной.

Яркий пример наши хобби. Любой страстный футбольный болельщик сможет рассказать в мельчайших подробностях прошедший матч своей команды.

То же самое можно сказать о поклонниках иных видов спорта или искусства. Ведь они готовы часами пересказывать биографии любимых артистов, их фразы из интервью, фильмографию и пр.

Именно поэтому многим студентам так тяжело дается запоминание нелюбимых предметов, в которых, как им кажется, нет никакого смысла.

Чтобы справиться с этой проблемой, надо найти стимул для запоминания. Скажем понять, как выученный материал поможет в решении учебных задач, например, в работе над курсовой работой и пр.

Важно найти устойчивые связи между тем, что мы хотим запомнить и нашей жизнью, как профессиональной, так и частной.

Стоит также попросить самого преподавателя обозначить пользу своего предмета, его практическую ценность для будущих специалистов.

Внимание – основа памяти

Человек не сможет ничего запомнить, если не научится концентрировать свое внимание.

Проблема рассеянного внимания сегодня распространена как никогда прежде. Ведь весь уклад нашей многозадачной жизни, с ее непрерывным потоком информации, льющейся на нас буквально отовсюду, распределяет наше внимание на множество вещей сразу.

Чтобы вернуть себе способность к концентрации, важно помнить, что внимание зиждется на двух составляющих, а именно воле и эмоции.

Если есть эмоциональная включенность в виде интереса, то внимание рождается автоматически. Если же материал не вызывает в нас живого отклика, то на помощь приходит сила воли, способная принудить нас к запоминанию неинтересного материала.

К сожалению, концентрация на основе силы воли имеет менее длительный эффект по сравнению с личной эмоциональной включенностью.

Внимание очень хрупкая вещь. Ведь любая мелочь способна сбить нас, поэтому нужно максимально ограждать себя от всех отвлекающих факторов во время напряженной концентрации внимания.

Другим важным фактором стойкого внимания является наш внутренний покой. Ведь посторонние эмоции и мысли, тревоги и переживания очень сильно рассеивают внимание, не позволяя сконцентрироваться на изучаемом предмете.

Внимание можно и нужно тренировать. Для этого есть масса упражнений. Одно из них – это практика сосредоточенного изучения любого простого предмета, когда в обычной вещи вдруг видится что-то совсем новое.

Можно также несколько минут внимательно разглядывать предмет. А затем, закрыв глаза, постараться воссоздать его в своем воображении вплоть до мельчайших подробностей.

Повторение – мать учения

Чтобы запомнить материал, его нужно неоднократно повторять, но повторять умеючи. Что это значит?

Психологи рекомендуют повторять материал не раз за разом, пока не выучишь, а с продолжительными паузами.

Заучивать материал лучше вслух, причем проговаривать следует с выражением. Эмоциональная речь запоминается намного легче, чем монотонное бубнение на одной ноте.

Следует также стараться как можно быстрее переходить от чтения к свободному пересказу запоминаемого материала своими словами.

Пусть первое время в пересказе будет много неточностей и пробелов, но при последующих повторениях от них можно легко избавиться.

Эффектность пересказа для запоминания легко оценить самому. Ведь любой может прочесть станицу текста хоть 10 раз подряд и почти не вникать в прочитанный материал. И совсем иное дело пересказать текст хотя бы раз, без включения внимания этого сделать никак не получится.

Важно, чтобы наш пересказ материала был также окрашен эмоциями и выражением. Чувства могут передавать наше удовлетворение и радость от приближения к цели запоминания.

Можно пересказать выученный материал домочадцам или даже коту. Зрители лишь усилят эффект запоминания. А еще лучше учить материал в паре, помогая друг другу обращать внимание на те участки текста, куда закрались ошибки и неточности.

Обработка информации

Чтобы выученный материал усвоился, его необходимо обработать. Для этого новую информацию нужно соотнести со своими знания, понять, что нового она несет, какую главную мысль содержит.

Важно также структурировать информацию, например, сделав письменный план материала, выделив ключевые слова, понятия, главные идеи и выводы. Можно даже нарисовать блок-схему, снабдив ее логическими переходами к разным частям материала.

Организуя выученный материал, мы создаем в своей памяти некие опорные точки, которые помогут нам в нужный момент извлечь необходимую информацию. Таким образом, выученный материал глубже осядет в памяти.

Правильный настрой

Перед тем, как что-то запомнить, себя нужно соответствующим образом настроить.

Идеальное состояние для эффективного запоминания – это ясное, бодрое настроение, когда все мысли и чувства направлены на предмет изучения.

Чтобы настроить себя таким образом, нужно задать настроение с помощью положительных утверждений следующего содержания: «у меня отличная память», «я легко и быстро запоминают материал», «я впитываю новую информацию словно губка» и пр.

Произносить эти аффирмации лучше вслух, бодрым голосом, с выражением, позитивом и уверенностью.

Есть еще одно важное замечание. Когда человек старается что-то запомнить, ему нужно настроить себя, что он запоминает это на долгое время, т.е. насовсем, а не только, чтобы сдать экзамен, подготовиться к презентации и пр.

Использовать разные виды памяти вместе

Материал усвоится намного лучше, если мы будем его не просто читать про себя, но и проговаривать с выражением, с эмоциональной вовлеченностью, с осознанием той пользы, что мы получаем от нее. А если мы это еще все и тезисно запишем, то эффект будет максимальный.

Когда у нас одновременно работают слуховая, зрительная, моторная и эмоциональная память, информация впитывается намного быстрее и эффективнее.

Музыка для памяти

Исследования ученых показали, что музыка в ритме 60 ударов в минуту помогает настроить мозг на максимально эффективное запоминание.

Прослушивание медленной 60-тактовой музыки позволяет снять стресс, расслабить тело и при этом мобилизовать головной мозг, настроив его на активную работу.

Некоторые люди используют медленную музыку в фоновом режиме, когда концентрированно работают над учебным материалом или сложной рабочей задачей.

Есть еще один вариант использования музыки: читать вслух запоминаемый материал под медленное музыкальное сопровождение.

Памятный сон

Сон помогает усвоить выученный материал.

Дело в том, что именно во сне происходит упорядочивание усвоенного в течение дня материала.

Новая информация внедряется в уже имеющийся багаж знаний.

В результате полученные знания находят свое место в памяти и остаются в ней.

Практическая память

Мозг гораздо лучше запоминает и хранит в памяти то, что мы используем на практике.

И наоборот, то что остается лежать мертвым грузом, постепенно истирается из памяти.

Яркий пример тому изучение иностранных языков или игра на музыкальных инструментах. Стоит прекратить практиковать иностранную разговорную речь или музицирование, как с течением времени полученные знания истираются из нашей памяти за ненадобностью.

Ароматерапия

Ученые выяснили, что обонятельные сигналы обработаются мозгом в тех же отделах, где хранятся наши воспоминания.

Более того, некоторые ароматы, например, розмарин, базилик и имбирь, способны активировать работу головного мозга и улучшать процесс запоминания информации.

О том, как запахи формируют наши воспоминания, читайте в статье «Вспомнить все».

Теперь мы знаем основные приемы эффективного запоминания, а значит пора потренировать свою память.

Компания «Дом Свечей» желает всем больше ярких эмоций и добрых воспоминаний.

Заходите на сайт, великолепные интерьерные парфюмы ждут Вас!

#память #физиология #ум #интересные факты