Найти тему

Итоги года. Авторы, которых я открыла для себя в 2023 году

Оглавление

Пора подводить итоги читательского года. Начну с рассказа об авторах, которые стали для меня настоящим открытием, чьи произведения не просто понравились, а сильно задели, заставили переживать и по-настоящему удивили.

Это не будет топом, так как расставить их в каком-то рейтинге по каким-то субъективным критериям очень сложно. Они разные. И по-разному влияли на эмоции и мысли. Но главное, их книги долго не отпускали, и теперь эти авторы вошли в список тех, кого я буду читать в дальнейшем.

Хиро Арикава

Хиро Арикава
Хиро Арикава

Начну с той, чья книга на данный момент является последней из прочитанных в этом году. После окончания чтения её романа "Хроники странствующего кота", рассказ о котором войдёт в специальный обзор, о теме которого я пока умолчу, мне очень странно было прочитать, что "Хиро Арикава – японская писательница, автор легкой литературы и иллюстрированных романтических произведений." Да и ещё одну её книгу, которую я уже закинула себе в список, "Библиотечные войны", судя по аннотации, тоже никак нельзя назвать легкой и романтической.
По одной книге, конечно, сложно судить, но я бы ни за что никогда не назвала бы эту прочитанную мной книгу легкой. Обложка наврала, ведь кто-то написал там, что это сентиментальный и уютный роман. Разве что нотки сентиментальности присутствуют, но уютный? Нет. Но о самой книге потом. Для меня было важно то, как она сумела вызвать во мне такие сильные эмоции, которые я давно не испытывала — я даже не вспомню, когда я так ревела над книгой.

Мидзуки Цудзимура

Мидзуки Цудзимура
Мидзуки Цудзимура

С этой писательницей знакомство случилось через "Одинокий замок в Зазеркалье", фэнтезийно-мистическую историю, сказку-обманку, долго притворяющуюся ретеллингом на "Красную шапочку". А потом раскрылась история. И как! О романе уже рассказывала.

А потом я нашла в сети её рассказы, переведенные Полиной Гуленок: "Зеркало без оправы", "Молитва за десять йен" и "Догонялки в темноте". И случилось удивительное открытие - чего я только за свою жизнь не читала, но чтобы так напугать вроде бы совсем не жуткими историями, где нет ни монстров, ни элементов жанра триллера, ни отвратительных сцен, да и мистика в некоторых весьма условна, это надо уметь. И как она сочетает две свои фирменные фишки – игру со временем и приём двоемирия как сочетания реального и ирреального! Мидзуки настолько меня впечатлила, что в одном месяце, в текущем декабре, я прочитала четыре её произведения. И ещё нашла у Полины в паблике. И буду читать.

Ёру Сумино

За не имением фото автора коллаж с моим фото книги
За не имением фото автора коллаж с моим фото книги

Японский писатель, о котором мало что известно. Даже его фото не удалось найти. Я набрела на его книгу "Ночное чудище", когда изучала новинки издательства "Истари Комикс" на предмет переводов интересных ранобэ и новелл. Роман меня заинтересовал своей тематикой и обещанной фантастической трансформацией героя. А оказалось, что превращение это — всего лишь фантастическое допущение, но образ получился такой важный и нужный. Так мне встретилась классная книга, в которой просто и доступно написано о сложных вещах. И ещё подкупило, что в этом мире подростков не участвуют взрослые, и дети сами, помогая друг другу, приходят к пониманию важных вещей.

Да, это подростковая литература, но как же произведения Сумино отличаются от привычного янг эдалта западного разлива. Они искренние и честные. Он не обходит тяжелые моменты, не прячет "рояли в кустах", что внезапно приходят на помощь герою. Нет, со всем справляйся сам. И сам принимай решения. И сам делай выбор. Что только подтвердило второе произведение, которое я сразу нашла у "Истари" после прочтения "Ночного чудища" и заказала. Это был дебютный роман автора "Хочу съесть твою поджелудочную".

А ещё у него есть манга разная. И новелла "Секреты". Это из того, что нашла в любительских переводах.

Михаил Юрьевич Елизаров

Михаил Елизаров
Михаил Елизаров

Уверена, что этот писатель и автор-исполнитель в стиле, который он сам называет "бард-панк-шансоном", знаком многим. Лауреат премий "Русский букер", "НОС", "Большая книга", "Национальный бестселлер" и т.д.. Но так получилось, что только в этом году я наконец прочитала его книгу. И то случайно, благодаря "Гипериону". И "Редакции Елены Шубиной", что устроила как-то раз в сентябре в моём любимом книжном большой завал из своих изданий, прибывших после нескольких мероприятий. Бродя между стопками книг, заполонившими всё пространство "Гипериона", я пыталась выбрать что-то из этого "моря" на обзор. Я уже не помню, почему именно "Мультики" обратили на себя внимание. Но я не прогадала.

Открытие. Да, пусть банально звучит, но в этой книге я увидела ответ Берджессу на его знаменитый "Заводной апельсин". И, да простят меня ценители классики альтернативы, версия Елизарова мне показалась сильнее. И дело не в том, что тут ближе российские реалии и понятнее пережитые 90-ые, во времена которых происходит действие романа "Мультики", а в том, как была раскрыта тема. Что там у Берджесса? Исправление через принуждение и боль? А не хотите через ломку психики, самой личности? Ой, всё! О самой книге писала уже. Факт в том, что пронзило. Никаких ужасов не надо. В планах "Библиотекарь" и "Земля", а там дальше посмотрим.

Марьолейн Хоф

-5

Знакомству с книгами одной из самых издаваемых и читаемых современных детских писателей Нидерландов я обязана "LiveLib" и его проекту "Прочти первым". Хоф в своих интервью говорила, что всех юных героев её книг объединяет то, что все они — дети, оказавшиеся в сложных ситуациях, которые возникли в результате действий взрослых.
Сначала я обратила внимание на повесть
"Правило трёх", тема которой мне показалась совсем не детской. Потом прочитала роман "Ложечник". И чтобы мне там не показалось насчет недетских тем, а Марьолейн умеет говорить на понятном детям языке о самых сложных и тяжелых темах, которые родители стараются замалчивать. Особенно понравилось "Правило трёх" с его непростой моральной дилеммой и вопросом о праве выбора. Даже в том, как уйти.

Амброз Бирс

Амброз Бирс
Амброз Бирс

Это был сборник "Загадочные исчезновения". И это было удивление. Не очень я классику жалую, но Бирс привлек внимание и своей загадочной биографией, и темой потустороннего, которой так увлекались в его время. И было классно обнаружить тонкую сатиру. И такие вопросы, как: Куда может завести воображение? Случайны ли случайности? Всё ли из существующего в одном мире с нами мы видим и знаем? И атмосфера произведений. Готика, конечно, готикой, но он вывел свои мистические истории на другой уровень: не просто популярное течение в литературе для развлечения публики, падкой на всё мистическое, но и написать так, чтобы аж холодок по коже. Но окончательно покорила меня повесть "Монах и дочь палача".

Лэй Ми

Лэй Ми
Лэй Ми

Тут всё просто - завлекли его триллеры цикла о профайлере Фан Му. Интересно, закручено, динамично, не тривиально. Интрига сложна и при этом хорошо продумана. Не без недостатков, да. Но в целом - очень хорошо. И ещё что понравилось — построение романов, некая схема, которой Лэй Ми придерживается строго. И в этом фишка этого его цикла.

Ну и то, что это иямису-детективы тоже сыграло роль. Очень интересен мне этот жанр.

На самом деле открытий книжных было очень много. Вот уж чем порадовал этот сложный, но в важных вещах всё же удачный год (кошекролей же, мой!) , так это обилием замечательных книг. Но это уже другая история.)