Три стакана с кровью на обложке издания романа "Профайлер" китайского писателя Мэй Ли - три условные части, на которые разделен это роман. Символичное изображение, ведь крови придётся хлебнуть в количестве, а растворится она в повседневности обычных будней и сложных отношений молодого одаренного парня с окружающими, так как трагическое прошлое его не отпускает, а будущее приготовило ещё один сильнейший удар и сложнейший экзамен, в конце которого вместо оценки ждут жизнь или смерть.
Что за прошлое? Тут можно только подивиться логике наших издателей, в данном случае конкретно импринту "Эксмо" "Inspiria", которые начали печатать цикл со второго романа, поэтому та драма, которую пережил Фан Му, главный герой этого триллера, в прошлом останется для российского читателя за кадром. Для меня осталось под вопросом, почему данный цикл приписывается к иямису-детективам, ведь главный герой вовсе не вызывает никаких негативных чувств, хотя, несомненно то, что тема исследования темной стороны души человека здесь раскрывается хорошо. Но всё равно пытаешься распознать, что случилось с Фан Му - может что-то было в прошлом, раз кошмары не отпускают, раз выжил только он один. Что конкретно там случилось? Что сделал Фан Му, чтобы выжить в том кошмаре, в котором погиб его друг и любимая девушка? Да, во втором романе, который нам первым перевели, есть флэшбеки, из которых в целом понятно, что произошло, можно предположить и степень потрясения, которое парень пережил, но опять же не хватает подробностей. Т. е. остается много пробелов, которые не дают сложить полный психологический портрет главного персонажа. Мэй Ли же не зря написал первый роман, там события, повлиявшие на становление личности его молодого детектива-профайлера, на его поведение в настоящем, но, у нас почему-то решили, что приквел такой нашим читателям будет не нужен, и понимание мотивов и поведения героя тоже ни к чему. Ну или по ходу разберутся.
Что касается самого романа, то он построен интересно и очень удачно, так как автор сначала кидает нас в ужас творимых серийным убийцей преступлений, а затем знакомит с Фан Му, молодым профайлером, которым пока только учится на юридическом факультете университета, и с полицейским Тай Веем, ведущим дело "Вампира". Знакомство идёт параллельно с развитием детективной линии: мы узнаём, что представляют из себя два главных персонажа, что они умеют, как мыслят, что чувствуют, а они ведут нас по лабиринту загадок, что оставляет сначала один, затем второй преступник.
Из аннотации (сознательно урезана, так как содержит спойлеры):
«Вампир».
Весной 2002 года в китайском Цзяньбине происходит сразу три убийства. Молодые женщины задушены и выпотрошены. Найдены следы их крови, смешанной с молоком, которое пил убийца…
Фан Му.
В Университете Цзянбина на отделении криминалистики учится весьма необычный студент. Замкнутый, нелюдимый, с темными тайнами в прошлом и… гений. Его настоящий дар: подмечать мельчайшие детали и делать удивительно точные психологические портреты...
Смертельный экзамен.
И теперь некто столь же гениальный, сколь и безумный, бросает вызов лично Фан Му.
Мы идём к кульминации достаточно быстро и бодро, Лэй Ми не снижает динамику, а, наоборот, набирает темп к концовке. Талант Фан Му сталкивается с изощренным умом его противника. Есть очень интересные авторские находки, а есть и уже узнаваемые ходы, которые, тем не менее, обыграны по новому, поэтому никакого ощущения вторичности не появляется. Очень понравилось, как в концовке связались первая часть с третьей - два преступления и два преступника.
Что мне не очень понравилось, так это мешанина из множества сюжетных фишек, которые перегрузили сюжет. В ход у автора к концу пошёл даже гипноз. Но это китайские писатели-детективы, которые любят таким образом насыщать свои произведения многими деталями, чтобы больше запутать читателя. И запугать, заодно, так как реально жутковато становится от того, что творит преступник.
Понравилось то, что автор умудрился написать всё таким образом, что читатель не догадывается о преступнике раньше героя, как и герой не знает, кем тот является вперед читателя. Т. е. получается такой тандем из читателя и героя романа, которые вместе постигают тайны и разгадывают головоломки. И разгадка того, кто виновен в цепочке жесточайщих убийств, происходит в один момент, как вспышка озарения. Но дальше герою предстоит схватка за свою жизнь и жизнь того, кто стал ему другом, а читателю остается наблюдать и переживать за Фан Му. Раскроется и мотив преступника. Глупый такой, но вполне понятный. Также отмечу, что при том, что убийца действует очень жестоко, творя с трупами своих жертв жуткие вещи, автор не описывает всё в подробностях, поэтому этот детектив можно спокойно читать и тем, кто чувствителен к чересчур реалистично созданным сценам результатов насилия. Здесь этого нет.
В целом - отличный триллер. Динамично, увлекательно, продуманно. Все связи выстроены, всё обоснованно и логически увязано. Конечно, есть на мой взгляд перегиб в сторону героя, ну никак вся полиция города и округи без него не справляется и даже рядом не стоит к приближению разгадки, но это уже по законам жанра - в герое должны сильно нуждаться, иначе зачем он тогда нужен? Не без некоторых минусов, но в целом круто. Чтение практически сразу очень захватывает, что для книг данного жанра крайне важно.
В заключении обращу внимание на такой факт, что Лэй Ми работает преподавателем криминальной психологии в Университете уголовной полиции, поэтому прекрасно разбирается в криминальной психологии, что профессионально и со знанием дела применяет в своих произведениях. Он пишет о тех вещах, в которых понимает толк.