"Одинокий замок в зазеркалье" японской писательницы Мидзуки Цудзимура стал книгой, которая сумела удивить. Начинался роман как ещё одна история, посвященная очень актуальной теме буллинга, но дальше всё развернулось намного интереснее.
Всё начинается с небольшого пролога, где Кокоро, главная героиня этой удивительной истории, даёт себе немного помечтать. О чем может мечтать девочка-подросток, только-только вставшая на путь своего взросления, такой сложный, но в то же время очень интересный? Девчонки мечтают о разном, но не о том, что хотела бы загадать Кокоро - чтобы появился в классе новенький и стал с ней дружить, тогда она могла бы сказать: "Я больше не одна". Но девочка знает, что чудес не бывает.
Кокоро перешла в среднюю школу, где классы заново объединили, и ученики перетасовались по ним в хаотичном порядке, и так получилось, что её подруга по младшей школе оказалась не с ней. Но вскоре у неё появилась новая подруга. Всё шло замечательно, пока главная звезда класса Миори Санада не натравила на неё свою свиту. Как дальше развивались события в этой сюжетной линии, догадаться несложно. Постепенно в травлю вливается всё больше одноклассников, а те, что не участвуют, отворачиваются. Жертва буллинга становится мишенью для издевательств для первых и пустым местом для вторых. Если издевательства превращаются в насилие, то не сломаться становится сложно. Кокоро закрылась. Она больше не могла ходить в школу. Пока родители пытались найти выход из ситуации, Кокоро всё больше погружалась в свою травму, постоянно возвращаясь к тому эпизоду, который её сломал. Неизвестно, как бы сложилась её судьба, если бы она не призналась маме в том, что с ней сделали, если бы не встреча с учительницей из свободной школы госпожой Китадзимой и... Если бы не замок в зазеркалье.
Интересно наблюдать, как меняется её отношение к тому, что с ней сделали: страх, боль, непонимание, вопросы "за что?" и "почему я?", злость и наконец это верное, дающее направление к возвращению в жизнь: "они украли в меня время", "они украли у меня целый год". Но это будет потом, а пока Кокоро попадает в замок, где знакомится с другими гостями замка, хозяйкой которого является загадочная девочка в маске волчицы. Их семеро: три девочки, Кокоро, Аки и Фука, и четыре мальчика Субару, Рион, Масамунэ и Урэсино. И все они, кроме Риона, не ходят в школу. И у всех есть свои травмы и причины для бегства от реальности. Каждый из семерых подростков олицетворяет одну из самых частых проблем, которые возникают у детей в семье или в социуме. Кто-то был объявлен гением, но почему-то занимает на конкурсах не только первые места, а где-то и вовсе не выходит в финальный этап. Другую домогается отчим, а потом и вовсе переходит грань и применяет насилие, девочку спасает чудо - хозяйка замка в зазеркалье. Ещё один очень хотел внимания и признания, но добивался этого враньем, отчего от него отвернулись все. А кто-то оказался ненужным для своей матери, которая не смогла пережить смерть первого ребенка. И ещё, и ещё...
Но вот они вместе. Семеро ребят. И девочка-волчица, которая их собрала. Они могут посещать замок в любой день до конца третьего триместра учебного года. Замок открыт каждый день до пяти часов вечера. Войти в него можно через зеркало в своей комнате – когда оно светится, портал открыт. Целью их пребывания в замке являются поиски ключа, который открывает дверь в комнату исполнения желаний. Ключ один. Только один из них сможет загадать своё самое заветное желание, которое обязательно исполнится.
Ожидаешь квест и соперничество, но при этом вовсе не удивляешься, когда ребята не проявляют особого рвения в поисках, предпочитая проводить время друг с другом. Они теперь не одни. Постепенно они начинают находить ответы на вопросы о том, почему в замке оказались именно они, что у них общего, что будет, если они попытаются встретиться в реале, почему столько странностей и нестыковок в их вроде бы одном настоящем там, на другой стороне зеркал, светящихся сейчас на стенах замка? Ведь помимо того, что они не ходят в школу, из связывает само место учебы – средняя школа Юкисина №5 и госпожа Китадзима. Девочка-волчица прямых ответов не даёт, только намекает на что-то. Что значат её слова, что они могут помочь друг другу и могут даже встретиться там, в своей настоящей жизни, если они не смогли?
Загадки, загадки, загадки. А тем временем девчонки и мальчишки сдружились, раскрылись и, сами того не замечая, начали помогать друг другу и меняться. Но что их ждёт в конце? Найдется ли ключ? Загадает ли кто-то желание и они забудут друг о друге и одиноком замке в зазеркалье или расстанутся без исполненного желания, сохранив воспоминания, но зная, что никогда не встретятся? И может ли девочка-волчица изменить правила замка?
Не зря в начале своего романа Мидзуки Цудзимура даёт два определения названия 孤城 [кодзё:] из словаря "Дайдзирин":
1. уединенный замок,
2. осажденный замок, не ожидающий подмоги.
Это был намёк на то, что ждёт читателя – как уединенный замок, этакий островок спасения в зазеркалье для изгоев из мира реального, превращается в осажденную сомнениями, недоверием и странными тайнами крепость. И помощи извне ждать не приходится, так как только семеро тех, кого позвала к себе в гости девочка-волчица, могут попасть в её мир. Коллективная ответственность: нарушишь правило - погибнут все. В один момент островок спасения, такой уютный и уже ставший привычной частью жизни, превращается в жуткое место, несущее гибель. Для того, чтобы спастись, нужно разгадать тайну замка и числа семь.
Сказка-обманка, притворившаяся сначала "Алисой в Зазеркалье", затем "Красной шапочкой", но на самом деле не являющаяся ни тем, ни другим. Здесь магия цифры семь. И разгадка кроется в другой сказке, с которой связано прошлое одного из гостей замка. При том, что и сама история получилась очень интересной, разноплановой в аспектах поднимаемых здесь тем и вопросов, Мидзуки Цудзимура ещё сумела придумать отличную головоломку, решить которую ой как сложно. Скорее подумаешь в сторону версии Масамунэ о параллельных мирах. Но всё сложнее. И в то же время куда проще. Вот такой вот парадокс, да. Концовка книги с разгадкой тайны замка и выбора гостей девочкой-волчицей, а также того, кто она такая, является особой изюминкой этого романа. А под конец история перекликнется с прологом, и Кокоро узнает, что мечты сбываются и почти вспомнит, что чудеса бывают. Ну и на закуску чудесный эпилог, в котором мы узнаем ответ на ещё один вопрос.