Найти тему

Какой ты настоящий? "Ночное чудище" Ёру Сумино

Нет, это не мистика, не ужасы. Здесь есть фантастическое допущение, чтобы лучше передать превращения, случившиеся с японским подростком, самым обычным учеником самого обычного класса самой обычной школы, где учатся самые обычные дети. Только с Атти произошло нечто необычное - по ночам он начал превращаться в черное чудище о шести лапах, восьми глазах и семи хвостах.

"Ночное чудище", издательский дом "Истари Комикс", 2023 год. Возрастная аудитория +12.
"Ночное чудище", издательский дом "Истари Комикс", 2023 год. Возрастная аудитория +12.
Когда наступает ночь, я превращаюсь в чудище. Я могу лежать, сидеть, стоять — ​это всегда начинается внезапно. Как-то раз я в облике чудища пробрался в школу за забытой вещью. Я думал, что ночью в классе никого не будет, но там почему-то сидела моя одноклассница, Сацуки Яно…

Как так получилось? Почему это начало происходить с Атти? Покрути его с разных сторон - мальчик как мальчик. Правда не дружит особо ни с кем, но есть приятели. В классе к нему относятся хорошо. Никому ничего плохого не делает, разве что поддерживает игнор и травлю девочки Яно, но так та сама виновата, если бы не её ужасный поступок, то ничего подобного бы по отношению к ней класс себе не позволил. Но она обидела всеобщую любимицу, красавицу с анимешным именем Футабу Мидорикава. По мнению Атти, если над кем-то издеваются, то это потому, что он не умеет себя вести. Если быть умнее, то можно избежать травли. Что по мнению Атти быть умнее? Быть как все, не выделяться, следовать общей линии и не идти наперекор своей "стае".

На развороте небольшая справка об авторе: "Ёру Сумино начал писать ещё в старших классах. Дебютировал в 2015 году с повестью "Хочу съесть твою поджелудочную". В 2016 году получил за неё множество наград..."
На развороте небольшая справка об авторе: "Ёру Сумино начал писать ещё в старших классах. Дебютировал в 2015 году с повестью "Хочу съесть твою поджелудочную". В 2016 году получил за неё множество наград..."

Что интересно, здесь нет взрослых. Точнее они есть, упоминаются и мелькают в нескольких эпизодах, не становясь участниками истории, а выполняя роль функции, надзора, когда надо появиться и прочитать пару нотаций или провести урок. Они где-то за пределами этого мира - мира отдельного класса отдельной школы. Дети сами строят отношения, сами решают кого наказать, а кого помиловать, как с кем обойтись. Эта целое маленькое государство, где есть свои лидеры и свои группировки. А изгой Яно как основной критерий отношений между одноклассниками, если ты со всеми, то ты в стае. Если нет - ты тоже изгой. Ты получишь по заслугам, раз посмел заговорить или, о, ужас!, оказать помощь этой девочке. Этой странной девочке, которая постоянно улыбается и смеется, когда другой бы плакал или дрожал от страха. Странная Яно. Глупая Яно. Тормозная Яно, которая не умеет считывать ситуацию. Яно, что при своем положении позволяет вести себя вызывающе. Только вот, как окажется, эти улыбка и смех - совсем не то, что видят окружающие.

Форзац издания.
Форзац издания.

А что же Атти? А Атти рассказывает нам о том, что с ним происходило с момента первого превращения, случившегося во вторник ночью. Это его дневник, где события дня чередуются с событиями ночи. Днем Атти ведёт себя как обычно, а вот ночью он становится свободен. Способности чудища дают возможность путешествовать, проникать всюду и делать то, что тебе хочется. И общаться с Яно, посещая её "ночные перемены". Пусть девочка сначала шантажировала Атти, узнав его в облике чудища,но потом-то он приходил сам. "Ночные перемены" и общение с Яно что-то изменили в нём. Атти задумывается о том, что происходит и наконец-то может посмотреть на ситуацию другими глазами.

-4

Необычный ракурс на проблему буллинга. Не с точки зрения жертвы. Не с точки зрения травящих. А с точки зрения того, кто хочет быть со всеми и как все, кто боится сам попасть под "каток" всеобщего игнора и издевательств, поэтому подстраивается под других, но в издевательствах не участвует. Однако его внутренние сомнения приводят к уникальному эффекту - раздвоению на человека и чудище, где чудище почему-то человечнее. Наверно потому, что именно этой ипостаси Атти удалось раскрыть Яно, увидеть мир её глазами и понять, почему она совершила те поступки, за которые получила издевательства от всего класса.

А ещё это роман об обретении себя и взрослении. Прежде всего об обретении себя. Необычный, написанный простыми словами, без лишних драм, где события дня сменяет ночь и приносит свободу. Но как добиться свободы по-настоящему? Как ответить на вопрос Яно "Какой ты настоящий?" и самому это понять? Это будет очень важное и сложное решение. И пусть оно усложнит жизнь, но зато освободит, потому что если ты стоишь и наблюдаешь, но не вмешиваешься, а просто принимаешь сторону большинства, это не значит, что ты лучше, чем те, кто издеваются. Всё может быть совсем наоборот. Те в своих реакциях честнее, они делают то, что считают правильным, таким образом выливая в мир свою агрессию, желание причинить боль. Но они такие, как есть, они не скрываются за личиной добропорядочности. Как и другие, что молча одобряют действия первых. Они тоже честны, они такие, как есть. В отличие от раздвоившегося Атти, находящегося в противофазе с самим собой.

-5

Классная книга. Просто и доступно о сложных вещах. О том, кто более чудовищен: те, кто проявляют жестокость, "наказывая" изгоя, или тот, кто лицемерно стоит в стороне, мимикрируя под большинство, лишь бы его не трогали. Но что происходит в душе? То-то же.