В науке есть такое понятие как психологические защиты. Это свойства психики, которые помогают нам выжить, но очень мешают жить. Они характерны для детской психики и/или рассчитаны на выживаемость человека в ситуациях, близких к невыносимым. Так ребёнок научается как будто бы не слышать оскорбления родителей, как будто бы не замечать нездоровое поведение значимого окружения, старших. Это помогает ему, маленькому, выжить. Этими же механизмами человек спасается, когда проживает горе: психика блокирует переживание и выдаёт по чуть-чуть, чтобы можно было справиться и выжить. Это чудо самой природы, это служение её человеку. Но эти механизмы совсем не предназначены для жизни в целом, их назначение — временное, их суть — приспособительная. Поэтому в нашем арсенале есть ещё два необходимых жизненных процесса — развитие и обучение. Эти процессы необходимы, чтобы снять защиты как способ приспособления и научиться адаптироваться к жизни, то есть сотрудничать с ней — творить и стать соавтором. Э