Найти тему
SFERA — Pro Технологии

Первому двигателю истинного 5-го поколения, созданному в РФ, присвоено название АЛ-51Ф1. А в США аналогичный по ТТХ для F-35 угробили

Оглавление

Су-57 хоронили, хоронили, а он оказался живее всех живых, и даже откровенные заказухи последних дней к этому проекту не липнут, как хотели бы на Западе. Весь период существования Су-57 ему вменяли отсутствие двигателя 5-го поколения и вот стало известно, что Россия создала такой — АЛ-51Ф1. Теперь российский истребитель получит конкурентные преимущества среди истребителей 5-го поколения. Ну а в США кусают локти, понимая, что аналогичный по ТТХ двигатель для F-35 они угробили. Какие преимущества получит Су-57 с новым двигателем? И как обстоят дела у его американского конкурента?

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

АЛ-51Ф1 или «Изделие 30»

Одним из болевых вопросов истребителя 5-го поколения является двигатель, который может обеспечить возможность крейсерского полета на сверхзвуковой скорости. Поэтому новость о том, что в России создали первый истинный двигатель 5-го поколения АЛ-51Ф1, стала знаковым событием для отечественного двигателестроения.

АЛ-51Ф1 или «Изделие 30» — усовершенствованный турбовентиляторный двигатель двухвальной малообходной конструкции с дожиганием. Он состоит из трехступенчатого вентилятора, который приводится в движение одноступенчатой турбиной низкого давления, а также пятиступенчатого компрессора высокого давления, приводимого в движение одноступенчатой турбиной высокого давления.

Возникает вопрос: а чем же АЛ-51Ф1 превосходит своего предшественника АЛ-41Ф1? В первую очередь, более высоким уровнем тяги: 11 000 кгс в режиме бесфорсажного полета и 18 000 кгс на форсаже.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Удельный вес АЛ-51Ф1 рассчитывается как отношение его сухого веса (1400 кг) к максимальной тяге, которую он развивает (18 000 кгс), и равен 0,078. Удельный вес АЛ-41Ф1 с сухим весом 1600 кг равен 0,107, у F-22 и F-35 — 0,087 и 0,111 соответственно. Разница очевидна.

«Этот двигатель улучшает удельные показания как с точки зрения тяги, так и по расходу топлива. Были сообщения о том, что могут измениться показатели заметности самолета. Но один из принципиальных вопросов — это обеспечение крейсерского сверхзвука без включения форсажной камеры, что позволит быстро и скрытно выходить на рубежи применения вооружения. Это особенно важно при выполнении миссий над обширными пространствами», — отмечает Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт».

Кроме того, АЛ-51Ф1 более мощный и экономичный за счет автоматической системы регулирования подачи топлива, которая учитывает различные параметры, такие как влажность, высота полета и атмосферное давление. Также у «Изделия 30» снижена тепловая заметность, что делает истребитель менее заметным в инфракрасном диапазоне волн.

«Тонкие настройки двигателя второго этапа — это главное. Бесфорсажный режим предусматривает возможность пилотировать Су-57 во всем диапазоне высот и скоростей», – считает Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор.
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

С новым двигателем у Су-57 увеличится угловая скорость установившегося разворота, практический потолок и сверхзвуковая крейсерская скорость — до 2150-2200 км/ч. А максимальная скорость составит 2600-2700 км/ч.

Двигатель АЛ-51Ф1 имеет высокую степень форсирования тяги — 63,6%, в то время как у двигателя Pratt & Whitney F119 для F-22 этот параметр равен 25,7%, у Pratt & Whitney F135 для F-35 — всего 34,9%. Этот показатель говорит о том, как быстро истребитель способен перейти от крейсерской к максимальной скорости, а также об экономичности расходования топлива в сверхзвуковом крейсерском режиме полета.

По мнению экспертов, помимо неоспоримых преимуществ, которые получит Су-57 с новым двигателем, создание АЛ-51Ф1 позволит России занять лидирующие позиции в двигателестроении. На сегодня это единственный в мире двигатель, который по расходу и удельным параметрам соответствует 5-му поколению. А как обстоят дела у заокеанского аналога для F-35?

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Заокеанский аналог

На американском истребителе 5-го поколения F-35 установлен двигатель F135, который, по мнению экспертов, «не соответствуют спецификации с самого начала». Двигатель между тем имеет отличные силовые характеристики: бесфорсажная тяга — 13 000 кгс, форсажная — 19 500 кгс. Но при этом он длиннее «Изделия 30» почти на 1 метр и тяжелее на 300 кг. Однако главный его недостаток — в периодических сбоях в системе охлаждения.

«Система охлаждения перегружена, из-за чего двигатель работает сверх проектных параметров. Дополнительный нагрев увеличивает износ двигателя, сокращает срок его службы и увеличивает расходы на техническое обслуживание на 38 миллиардов долларов», — сообщило Управление государственной отчетности в своем ежегодном отчете о программе закупок F-35 стоимостью 412 миллиардов долларов, самой дорогостоящей системы вооружений в мире.
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

У F-35 есть объективные проблемы с двигателем, поэтому США ради продаж истребителя так активно топили проект «Сухого». Но там вопрос с двигателем никогда не афишировался, а теперь на фоне провалов программы F-22, которые пора уже списывать, вскрылось и то, что проект нового двигателя для F-35 окончательно похоронен. И выдало это однозначным заголовком американское издание Breaking Defense: «ВВС не будут разрабатывать новый двигатель F-35, оставив «Пратта» единственным подрядчиком». Более подробно об этом расскажем во второй части.

Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA

Авто
5,66 млн интересуются