В сети есть безумное количество информации и полотна текста, прочитав которые, вы так же сможете найти ответы, но это займёт приличное количество времени.
Моя цель - донести до вас основную информацию кратко, так же указывая референсные графики с автомобиля Renault Logan 2 1.6 с двигателем K7M 2016 года выпуска, что даст вам возможность самим продиагностировать ваш датчик кислорода на автомобиле и понять работает он или нет.
Как я сказал выше, рассматривать работу лямбды и всю это историю, будем в рамках автомобиля Renault Logan 2. Принцип работы у всех подобных датчиков - одинаковый, отличается только их расположение.
Где расположен датчик кислорода (лямбда, лямбда зонд, датчик катализатора, кислородный датчик)?
Он расположен в выпускном коллекторе. В современных двигателях датчиков может быть несколько. Чаще всего второй датчик расположен дальше на выхлопной системе и служит для проверки состояния вашего катализатора (путём сравнения данных с первым датчиком).
Для чего нужен датчик кислорода (лямбда, лямбда зонд, датчик катализатора, кислородный датчик)?
Данный датчик, как понятно из его названия, оценивает количество кислорода на выходе из двигателя, тем самым, сообщая ЭБУ (электронному блоку управления двигателя) насколько качественно и правильно происходит сгорание топлива.
Как мы поняли из абзаца выше, он напрямую влияет на работу ДВС (двигателя внутреннего сгорания), если датчик видит что смесь богатая (мало кислорода, много топлива), подаётся сигнал двигателю произвести коррекцию впрыска топлива, аналогичная ситуация если смесь бедная (много кислорода, мало топлива).
Как понять, что датчик кислорода (лямбда, лямбда зонд, датчик катализатора, кислородный датчик) неисправен или же наоборот работает корректно?
Для точного ответа нам понадобится хоть какое-то базовое диагностическое оборудование. Чаще всего подойдёт даже китайская ELM 327 за 500 рублей (советую купить и кинуть в бардачок), но естественно надо смотреть по марке и модели вашего авто.
Благо Renault Logan 2 не такой "компьютеризированный" автомобиль, поэтому вставляем ELM 327 в OBD II разъём, который находится в бардачке, включаем зажигание и подключаемся. Я использую программу Car Scanner Pro для диагностики моего Логана, когда-то купил в Play Market'е за копейки.
Заходим в показатели и выбираем ДК 1 напр. (нас интересует первый датчик кислорода и его напряжение, т.к. он является чаще всего основным).
Как понятно по картинке выше, при рабочем датчике кислорода график должен быть синусоидный от 0.1 до 0.9.
ВАЖНО: Смотреть надо на прогретом двигателе на холостых оборотах.
Если ваша синусоида не такая ровная и иногда задерживается внизу (бедная смесь) или вверху (богатая смесь), то ваш датчик неисправен.
Референсные графики работы датчика кислорода (лямбда, лямбда зонд, датчик катализатора, кислородный датчик) для автомобиля Renault Logan 2 K7M 1.6 2016 г.в.
Можно ли ездить с неисправным датчиком кислорода (лямбдой, лямбда зондом, датчиком катализатора, кислородным датчиком)?
Если ваш датчик неисправен или горит ошибка на панели приборов, скорей всего ваш ДВС берёт усреднённые данные, которые записаны в памяти ЭБУ. Эти данные не отражают реального текущего состояния вашего двигателя, как следствие, возможны такие проблемы как: повышенный расход, нестабильная работа ДВС, прострелы из выхлопной системы и т.п. Современные автомобили могут быть более требовательны к состоянию выхлопной системы и к этому датчику в том числе, поэтому могут падать в "аварийный" режим.
Полезные ссылки по данной теме:
1) Как определить подделку от оригинального датчика кислорода (лямбды, лямбда-зонда, датчика катализатора) Renault по упаковке.