Найти тему

Конфликты в организации. Что делать?

Оглавление

Как превратить ссоры в продуктивное взаимодействие внутри коллектива? Расскажет Мария Орловская, основатель и управляющий партнер TeamSonance.

Конфликты – неотъемлемая часть жизни. Сложности в коммуникациях, расхождение взглядов и характеров – все это может привести к напряженности в коллективе. Как справляться с этим вызовом и добиваться не только разрешения конфликтов, но и создания творческой и эмпатичной организационной культуры?

Разнородный коллектив — это хорошо?

Мы часто слышим о том, что в командах должно присутствовать разнообразие: в поле, возрасте, убеждениях и пр. Это является не просто целью, а средством достижения максимального когнитивного разнообразия среди её участников. Когнитивное разнообразие отражает различия в мышлении, восприятии проблем, запоминании информации и принятии решений. Это особенно важно для команд, сталкивающихся с нечетко определенными условиями и сложными проблемами.

Современный бизнес-контекст постоянно меняется, и руководителям необходимо строить оптимальные стратегии, учитывая динамику внешнего мира. В этом контексте невозможно полагаться на заранее определенные правила, поэтому принятие нестандартных решений становится обязательным. Команды, состоящие из людей со схожим мышлением, ценностями, общей корпоративной культурой и методами принятия решений, подвержены “туннельному мышлению”. Они ориентированы только на один путь достижения цели, игнорируя возможные альтернативы и вариативные подходы. И напротив, когда у команды множество точек зрения на проблему, она обретает способность рассмотреть различные альтернативы и принять лучшее решение, открывая путь к успешному достижению целей.

Когда возникает конфликт

Есть у подобного плюрализма и обратная сторона. Наличие различных мнений —  это уже конфликт. Если он остается в рамках множества точек зрения, без перехода на личности, мы можем говорить, что это созидательный конфликт.

Сам термин “конфликт” зачастую несет негативную коннотацию, ассоциируясь с сердитыми высказываниями и нервными сценами, которые не хотелось бы видеть в рабочей обстановке. Иногда появление у коллеги или оппонента другой точки зрения воспринимается как угроза, и в ответ на это у человека могут включиться защитные механизмы. Они приводят к переводу конфликта на личную плоскость.

В данном контексте можно сделать вывод о том что любой конфликт может быть созидательным, если человек обладает навыками управления им и сохраняет его в плоскости проблем, избегая переноса на личный уровень.

Учимся конфликтовать правильно

Для творческих команд (т.е. занимающихся деятельностью вне рамок строгого регламента) существует несколько важных рекомендаций. Особенно это актуально для организаций, которые разрабатывают новые продукты, выводят их на рынок или управляют крупными предприятиями. Такие команды, в отличие от тех, что занимаются чётко регламентированной деятельностью, часто сталкиваются с конфликтами, поэтому особенно важно создать корпоративную культуру, способствующую конструктивной работе с ними.

В первую очередь, необходимо создать безопасную среду, в которой сотрудники могут свободно выражать самые разные мысли, даже если они расходятся с мнением большинства или руководства. Эта среда должна поощрять открытое обсуждение конфликтов и не ставить под угрозу тех, кто высказывает отличные от общепринятых точки зрения. Следует учить команды рассматривать конфликты как результат различий в мнениях, а не как личные столкновения. Даже в случае ошибочных суждений, наказание или критика должны быть последовательными и обоснованными, чтобы не подрывать доверие внутри команды.

Какие ещё есть факторы "правильного конфликта", какова в них роль руководителя, HR-а, как вернуть уже развернувшуюся конфронтацию в созидательное русло, а также методы регулирования конфликтов на разных уровнях читайте в полном тексте статьи на HRbazaar.