Найти тему

Мы разобрали «Москвич 3». Из чего и как он сделан?

Журнал «Движок» продолжает серию материалов, посвященных разбору популярных автомобилей, которые продаются в России. Совсем недавно, минувшей осенью, мы разобрали Lada Vesta NG и выяснили, что отечественных комплектующих в ней по-прежнему не так много, как хотелось бы. На этот раз мы решили узнать, как и из каких компонентов собран один из наиболее знаковых автомобилей российского рынка последнего времени — «Москвич 3» — и уместно ли его называть по-настоящему отечественным кроссовером.

Большинство автомобилистов и так знает, что такое «Москвич 3» и как он связан с Китайской Народной Республикой. Для непосвященных отметим, что конструктивно и с точки зрения дизайна «третий» «Москвич» представляет собой JAC JS4, а «в девичестве» это рестайлинговая и топовая версия кроссовера JAC Refine S4.

Производится автомобиль в Москве, на мощностях теперь уже бывшего завода «Renault Россия», который прежде назывался АЗЛК, — именно там выпускались в советские времена машины марки «Москвич». Производство пока ведется по крупноузловой технологии: в Москву приходят машинокомплекты, из которых собирают готовые автомобили и устанавливают на них значок «Москвич». В будущем году степень локализации машин должна увеличиться: завод освоит сварку и окраску кузовов.

Мы же для начала узнаем не из чего, а как сделан «Мо­­сквич 3» и какие особенности есть в его конструкции. Напомним, что нам в руки попал кроссовер со 150-сильным, турбированным на 150 л. с. двигателем и механической коробкой передач. И буквально после снятия первых узлов и агрегатов мы выявили весьма серьезную проблему, которая, по идее, должна стать для завода поводом для смены поставщика технических жидкостей.

При демонтаже системы охлаждения множество ее элементов были в очень плохом состоянии. К примеру, на крыльчатке помпы и на патрубках охлаждения турбины были заметны отчетливые следы отложений от охлаждающей жидкости. Помпа и вовсе начала коррозировать — очевидно, что система охлаждения выйдет из строя уже совсем скоро. Кроме того, это может привести к выходу из строя и самой турбины. Налет от некачественного антифриза нашелся и на термостате. Напомним, что пробег нашего автомобиля — всего лишь 200 км.

Также из радиатора и патрубков вытекла непонятная субстанция коричневого цвета, идентифицировать которую не удалось. Скорее всего, это, как и отложения на помпе, — результат работы все той же некачественной охлаждающей жидкости, которая использовалась для первой заливки.

Вообще, со ржавчиной у «Москвича 3» отношения сложные. Будут ли машины «цвести» в ходе эксплуатации, покажет только время, но и сейчас, при пробеге 200 км, при разборе машины мы нашли два места, где коррозия уже началась.

Каких-то серьезных претензий к качеству сборки у нас не нашлось. Есть только несколько спорных технических решений, которые будут не очень интересны простому обывателю, но доставят проблем работникам сервиса или тем, кто привык своими руками чинить автомобиль. К примеру, расположение штекера питания электронного стояночного тормоза таково, что повредить его — минутное дело в условиях проселочных дорог. То же самое можно сказать и о топливном фильтре, который абсолютно ничем не защищен и при первом же притирании днищем сразу будет поврежден.

Также есть вопросы к герметизации днища. Герметик нанесен прямо на тормозные трубки, и это говорит о том, что данная процедура была проведена на самых поздних этапах сборки, хотя обычно этот процесс происходит в начале конвейера. Да и нанесение герметика не назовешь равномерным. Где-то на днище его много, а в каких-то местах — как будто прошлись почти сухой кисточкой. То же самое можно сказать и об антикоррозийном покрытии. Она где-то есть, а где-то отсутствует — без какой бы то ни было логики в процессе нанесения.

Еще одна конструктивная особенность «Москвича 3» — расположение датчика кислорода. Слесари явно проклянут процедуру его замены, а клиенту она влетит в копеечку, ведь для этого придется разбирать салон, так как просто снизу он не демонтируется. Еще хуже ситуация с заменой радиатора отопителя: его также невозможно заменить из подкапотного пространства и придется полностью разбирать переднюю панель. Именно в таких случаях опытные сервисмены говорят: «Собрали машину вокруг печки». Выпускной коллектор явно варился либо не очень опытным сварщиком, либо на скорую руку, так как не очень аккуратно приварены защитные чехлы.

-5

Теперь посмотрим, из каких узлов и компонентов состоит наш «Москвич 3». Тут даже после снятия большинства элементов у нас осталось больше вопросов, чем ответов, так как подавляющее большинство агрегатов имеет маркировку просто JAC — без каких-либо подробностей, не считая кучи иероглифов, что не дает никакой дополнительной информации.

Все, что нам остается, — это попытаться оценить качество компонентов, из которых собирается кроссовер. К примеру, радиатор охлаждения сделан с довольно мелким шагом трубок, что в тео­рии сулит довольно неплохую теплоотдачу; да и в целом у него простая и надежная конструкция. Остальные радиаторы изготовлены примерно по тому же принципу, и на всех стоит маркировка JAC — без указания производителя и поставщика.

Вентилятор на автомобиле — двухскоростной, с большим диаметром крыльчатки и, скорее всего, большим потреблением тока (судя по маркировке «35 А»). Он тоже должен быть эффективным и хорошо «дуть». Турбина оказалась китайской фирмы Vofon. На просторах интернета бытует мнение, что это перелицованная копия аналогичной детали всемирно известной компании BorgWarner, но официально производитель об этом не говорит.

Интересный факт: в «Москвиче 3» используется электрический насос вакуумного усилителя тормозов, то есть тормоза не завязаны на работающий двигатель. Генератор выдает ток в 110 А, что по нынешним временам довольно скромно. На современных машинах вовсю применяются генераторы на 120–140 А, а в премиум-классе — все 200 А. Вышеуказанные компоненты имеют маркировку JAC, а вот стартер мощностью 1,2 кВт — фирмы Jheeco.

Компрессор кондиционера без электронного клапана (просто с электрической муфтой) имел отчетливые следы ржавчины. Маркирован он брендом JAC, причем в виде наклейки.

Сугубо китайского происхождения не только сложные узлы и агрегаты. Многие расходники тоже имеют свою специфику. К примеру, тормозные диски здесь — с задней проточкой, хотя сами они — цельнолитые. Найти такие не у официального дилера будет весьма сложной задачей. Катушки зажигания на нашем «Москвиче» — малоизвестного китайского бренда Leonelec, а свечи зажигания — китайской же марки Torch.

Если вы дочитали до этого места и разочаровались в компонентной базе нового отечественного бестселлера, то дальше вас ждет сюрприз: «Москвич 3» состоит не только из китайских комплектующих. В конструкции машины есть также детали от известных мировых производителей. В частности, это топливный коллектор, датчик кислорода, датчик температуры, датчик стоп-сигнала, дроссельная заслонка. А вот датчик ABS — с маркировкой JAC.

Каков итог?

Первое, что хочется отметить, — то, что качество сборки оказалось вполне достойным для кроссовера, собранного, а потом разобранного в Китае. Хотя очевидно, что есть некоторые вопросы по ручному труду на сборочном производстве — вроде герметизации и антикоррозийной обработки. Кроме того, ряд конструктивных особенностей добавит головной боли автосервисам.

С компонентной базой машины все сложнее. Подавляющее большинство деталей имеет маркировку JAC, и приходят они, скорее всего, от китайских поставщиков, так что выводы о качестве и надежности таких компонентов заочно делать сложно. Остается надеяться, что с повышением степени локализации «третьего» «Москвича» под капотом у него будет больше отечественных деталей или комплектующих от известных мировых брендов, в чьей продукции можно не сомневаться.

Фото: журнал «Движок»

Авто
5,66 млн интересуются