Когда нарциссы сталкиваются с длительным периодом недостаточного или нерегулярного получения нарциссического ресурса, когда нарциссы терпят коллапс, тогда многие из них становятся шизоидными или избегающими.
Они убегают от болезненной реальности. Они притворяются, что фантазия – это реальность. Они отстраняются, становятся отшельниками. Так выглядит шизоидная фаза, неизбежная фаза нарциссического цикла. Эта фаза часто сопровождается расстройствами настроения, дисфорией или депрессиями всех видов. В этот период нарцисс уединяется и общается только со своими внутренними объектами. Это очевидно, что если нарцисс избегает внешних объектов, тогда всё, что у него остаётся – это внутренние объекты в его уме.
Во время шизоидной фазы, нарцисс находится на самообеспечении. Я рекомендую вам посмотреть видео о нарциссическом самообеспечении. Ссылка в описании. Во время этой фазы он не хочет выходить, он ничего не просит, никого не принуждает, не умоляет и не общается. Он избегает, уходит в себя. Его жизнь становится ограниченной. Поэтому, вместо того чтобы взаимодействовать с другими людьми, он занимается самообеспечением. Но самообеспечение несёт в себе определённые риски.
Потому что, когда нарциссическое самообеспечение интроецирует внутренние объекты в его уме, они становятся аудиторией. Эти внутренние объекты становятся его восхищённой, преклонённой перед ним публикой. В этой нарциссической внутренней аудитории развивается внутренний театр, наполненный и населенный многочисленными внутренними объектами, голосами и воспоминаниями. Все они становятся его референтной группой.
Нарцисс получает нарциссический ресурс от интроектов, от этих внутренних объектов. Он становится очень солипсистским и, можно даже сказать, психотическим.
Клинически, это состояние включает в себя бредовые расстройства и психотические элементы. Нарцисс больше не обитает во внешнем мире. Он полностью погружается в собственный разум и отгораживается от окружающей среды, становится затворником. Поэтому, в шизоидной фазе нарциссического самообеспечения, когда его интроекты, голоса и внутренние объекты являются его личной аудиторией, его публикой, нарцисс может умертвить себя. Это удивительно.
Потому что, терпя неудачу в достижении чего-либо, вступая в контакт со своим собственным стыдом или со своей собственной негативной аффективностью (например, в результате жестокого обращения в раннем детстве, причинившем ему травму), нарцисс испытывает умерщвление.
И всё это представление происходит перед своей новой аудиторией, своей новой публикой, которая сама по себе является им же. Например, нарцисс может внезапно осознать что-то о себе, получить нежелательное, неприятное понимание о себе. И этот внутренний инсайт, это прозрение освещает слабости нарцисса, проблемы, недостатки, дефекты и неадекватность. После чего нарцисс чувствует стыд, чувствует себя униженным перед собственными интроектами и внутренними объектами в своём уме, которые во время шизоидной фазы, фазы самообеспечения, воспринимаются им как внешняя публика, своего рода аудитория.
Этот процесс, во время которого нарцисс стыдиться себя, унижен перед самим собой, известен или должен быть известен как самоумерщвление. Конечно же всем нам иногда стыдно за себя. Все мы иногда взаимодействуем с внутренними голосами. Это может быть голос матери, голос отца или голос учителя. Общаясь с этими голосами, мы пытаемся оправдать себя. Все мы иногда чувствуем унижение и стыд, когда понимаем, что сделали что-то не так. Это называется совестью. И это скопление интроектов. А ещё это не является каким-то новым явлением.
Но то, что касается нарциссов, из-за их хрупкости, и из-за их уязвимости (все нарциссы являются компенсаторными, а патологический нарциссизм является компенсаторным механизмом), они компенсируют врождённое чувство неполноценности, известное как плохой объект. Поэтому, когда вы, как здоровый человек, соприкасаетесь со своим стыдом, со своей совестью, когда вы наказываете и критикуете себя за что-то такое, что вы сделали не так, это, обычно, приводит к изменению поведения. Вы изменяете своё поведение, вы принимаете какие-то решения, вы делаете выбор, который гарантирует, что этот вид стыда в будущем больше не повторится.
У здорового человека стыд, негативная аффективность, вина и совесть приводят к росту, к личностному развитию. Но нарциссический стыд и подобные негативные последствия, такие как зависть, приводят к дезинтеграции, приводят к процессу, известному как декомпенсация.
Нарциссическая защита деактивируется. Тогда нарцисс остаётся без какой-либо защиты, брандмауэра или перегородки. Он остаётся лицом к лицу со своим изначальным атавистическим ранним детством, глубоким стыдом, яростью и завистью.
По сути, нарцисс разваливается. Это и есть то самое самоумерщвление. Умерщвляя себя, нарцисс использует постыдные и унизительные способы перед интроектами в собственном уме. Потому что, вы помните, что нарцисс не может отличить внутренние объекты от внешних. Он точно как психотик. Вы не найдёте разницы. Это то, что касается нарцисса. Быть пристыженным и униженным публично перед внешними объектами (реальными людьми) для нарцисса то же самое, что быть пристыженным и униженным перед внутренними объектами.
Так что, во время шизоидной фазы самообеспечения иногда случается процесс самоумерщвления. Нарцисс осознаёт этот риск, эту опасность. Что он делает? Он начинает преследовать себя. Он преследует свои внутренние объекты. Это внутреннее преследование. Это форма поддержания постоянства интроектов и объектов. Это происходит при помощи мониторинга, наблюдения, контроля, микроуправления галактикой внутренних объектов, интроектов и голосов в его голове.
Нарцисс пытается убедиться, что эти голоса не объединятся против него, и не унизят его. Он также пытается при помощи самопреследования убедиться, что эти внутренние объекты не покинут его, не исчезнут внезапно или не станут преследующими. Таким образом, нарцисс преследует свои внутренние объекты, чтобы поддерживать постоянство и качество своих собственных интроектов.
Пограничники делают то же самое. Они преследуют свои внутренние объекты. Но пограничники преследуют свои внутренние объекты, потому что у пограничной личности нет постоянства интроекта. Пограничная личность как бы должна повторно посещать свои внутренние объекты, чтобы убедить себя, что они всё ещё там. Но в случае с нарциссом, этого не происходит.
Я бы сказал, что у нарцисса очень мощные, доминирующие, подавляющие интроекты. Его проблема – это постоянство объекта. Но когда интроекты являются только объектами (это имеет место во время шизоидной фазы), когда нет внешнего объекта, которому мог бы соответствовать внутренний объект, тогда внутренние объекты в шизоидной фазе самообеспечения становятся единственными эксклюзивными объектами. И нарцисс начинает обращаться с ними так, как если бы он относился к вам, как к интимному партнёру или источнику нарциссического ресурса.
Нарцисс начинает развивать взаимоотношения со своими внутренними объектами, которые напоминают взаимоотношения с внешними объектами. По этой причине он начинает идеализировать свои внутренние объекты, возвращается к ним, преследует их, поддерживает их, иногда обесценивает их и так далее. Когда он достигает стадии обесценивания и утилизации, и делает внутренний объект преследующим, тогда часто происходит самоумерщвление. Отчаянная попытка избежать такого результата иногда не увенчивается успехом.
Любые запасы мира, любые повторные посещения мира и все обзорные наблюдения за миром, в некоторых случаях ни к чему не приводят. Это тот случай, когда плохой объект очень сильный. А когда плохой объект действительно властный, вездесущий и всепроникающий, тогда взаимоотношения нарцисса со своими внутренними объектами неизбежно приведут к обесцениванию, утилизации и самоумерщвлению.
Нарцисс проходит петли и циклы взаимоотношений с внешними объектами и с внутренними объектами, как если бы между ними не было никакой разницы. Иногда нарцисс взаимодействует с вами там, где вы являетесь внешним, отдельным объектом (например, как интимный партнёр). Но не заблуждайтесь, на самом деле он взаимодействует с вашим представителем в его голове, с вашим аватаром, с иконкой в его голове, которая представляет вас. Поэтому, ему очень легко перейти от вас настоящего снаружи к вам инроецированному внутри его головы, и дальше продолжить взаимоотношения внутри себя. А дальше, как и в каждых взаимоотношениях (даже если это внутренний объект), цикл продолжается. Это идеализация, обесценивание, утилизация и, наконец, умерщвление. Таков нарциссический самоцикл, самообеспечение, самонаблюдение и самоумерщвление. И всё это происходит вообще без наличия себя.