Цивилизация была создана для того, чтобы обеспечить нам безопасность. Но для чего нам нужна эта безопасность? Ведь большинству из нас нужны определенные вызовы, внешние стимулы, чтобы не дать нам погрузиться в пустоту мыслей.
Мы проживаем жизнь по-разному. Одних поглощают желания, других — рутинные задачи; одни утопают в пьянстве или жалости к себе, а другие парализованы бездействием; одних изнуряет чужое мнение, а другими движет выгода; одни извращены страстью к насилию, а другие боятся причинить вред; одни беспокойны или постоянно меняют направление, а другие бесцельно дрейфуют. Одни завидуют, злятся, испытывают горечь или печаль, а другие стараются вообще ничего не чувствовать.
Мы существуем как мерцание света в безграничном пространстве и времени. Наш опыт, столь значимый для нас, незначителен почти для всех и всего остального. И все же именно это делает нас такими уникальными. Каждый из нас обладает потенциалом быть исключительным и жить аутентичной жизнью.
Почему же тогда многие из нас, если не большинство, довольствуются тем, что заполняют свою короткую жизнь мимолетными удовольствиями? Считаем ли мы успешной ту жизнь, которая прожита с минимальной болью и отвлечением от обыденности?
Делать то, что уже делали другие, — это соответствие безопасности и комфорту. Посвятить себя чему-то оригинальному — значит полюбить себя. Это значит наполнить свою жизнь смыслом.
Считается, что Homo sapiens появился примерно 300 000 лет назад — непостижимый промежуток времени для разума, который измеряет существование в жизнях и поколениях. Сложные общества появились лишь 10 000 лет назад, и только в последние несколько столетий мы стали считать досуг чем-то большим, чем просто роскошью. Заботясь больше о выживании, большая часть человечества прожила жизнь, ни разу не взяв отпуск.
В конце 19 века произошла вторая промышленная революция. Люди хлынули в города из сельской местности в поисках работы. Часы стали регламентированными, и у людей внезапно появилось свободное время, в которое они могли делать все, что им заблагорассудится.
В современном мире блага цивилизации в изобилии, а технологии облегчают многие жизненные задачи. Освободившись от борьбы за выживание, мы находим время, которое посвящаем собственным удовольствиям. Быть с семьей, читать, путешествовать, играть, думать, оставаться в покое. Это ставит нас в положение, когда мы должны спросить: "А для чего нам эта свобода?".
Это сложный вопрос. И, как и в случае с большинством сложных вопросов, люди предпочитают не задумываться над ним. Гораздо проще принять конформизм и считать, что наше свободное время должно быть посвящено отдыху и удовольствиям через бесконечные варианты, предоставляемые для пассивного и бездумного потребления. И несмотря на такое разнообразие, именно здесь наша жизнь приобретает привычные очертания.
Мы стали, в самом простом смысле, ограниченными. Мы проводим час за часом и день за днем в праздных занятиях. Мы смотрим на экраны своих устройств и заботимся о внешнем виде больше, чем о реальности. Мы говорим о событиях, не имеющих особого значения за пределами сиюминутного, о вещах, которые забываются почти сразу же, как только они были озвучены.
Мы не ставим перед собой никаких целей, кроме как прожить еще один день, делая то же самое, что и вчера. Мы уходим из жизни, ничего не изменив, так и не высказав ни одной глубокой или оригинальной мысли. Таково, по-видимому, обычное существование. Обычная жизнь, выше которой поднимаются сравнительно немногие.
Это не значит, что в такой нормальной жизни есть что-то плохое. Современный мир — это стресс. Проблемы с психическим здоровьем становятся все более распространенными, отдых необходим. Бездействуя, мы поддаемся соблазнам этого пассивного существования, которое порождает несчастье и разобщенность.
Праздный разум — это начало психического заболевания. Депрессия следует за пассивностью. Когда мы остаемся без стимула и без дела, мы становимся уязвимыми для негативных мыслей. Наше восприятие затуманивается, и мы становимся пессимистичными.
Мы сталкиваемся со следующими вариантами: мы можем бездействовать и оставаться в ловушке разочарованного потенциала, рискуя своим психическим здоровьем, или мы можем стремиться создавать, учиться и делать, чтобы улучшить наши обстоятельства, испытывая себя. Последний вариант требует упорства и немного боли. Мы жертвуем краткосрочным удовольствием и сиюминутным комфортом, но получаем вознаграждение в виде личностного роста.
Мы должны идти вглубь. Для нас существуют уровни жизненных резервов, которые мы можем задействовать. Если мы будем бездействовать, едва касаясь поверхности, то начнем страдать от невроза: ощущения, что мы отрезаны от своего потенциального "я". Ощущать, что мы живем не своей жизнью и что мы должны быть намного лучше, чем есть на самом деле.
Естественно, мы виним жизнь. А потом обвиняем других. Мы виним системы, в которых живем, культуру, в которой выросли, а иногда даже самих себя. Но мы делаем это, не понимая, что можем изменить все, если изменим себя.
Даже для тех, кто считает, что у них мало творческого потенциала, усилия по созиданию всегда вознаграждаются. Это дает нам возможность гордиться тем, что мы сделали. А может быть, что еще важнее, это способ научиться любить себя.
Скорее всего, если вы слышите, как кто-то говорит, что любит себя, это просто самолюбование — это защита от неуверенности в себе. Это скорее нарциссизм, чем гордость. Чтобы по-настоящему гордиться собой, мы должны проявлять любовь в своих поступках и мыслях. Мы должны совершенствовать себя, приобретать навыки, которые позволят нам выделиться в своей уникальности.
Мы живем, даже близко не приближаясь к приделам своих возможностей, хотя и обладаем силой, которую привычно не используем. Мы действуем ниже своего потенциала и ведем себя не лучшим образом. Мы можем стремиться к тому, чтобы стать достойными самих себя. Дело не в том, что одни превосходят других, а в том, что лишь немногие совершенствуют свои навыки. Остаются верными себе, сталкиваясь с неодобрением окружающих.
Быть верным себе — это совершенство, доброта и достижение цели. Это стремление к собственному совершенству, независимо от одобрения окружающих. Быть человеком, который может любить себя искренне, а не на основе ложных притязаний.
Даже если наша пассивность не усугубляет депрессию, она снижает качество нашего существования, сводя к минимуму шансы на то, что мы когда-нибудь сможем полюбить себя через гордость. Жизнь может быть полноценной, если мы решим жить с целью.
Мы достойны большего, чем часы, проведенные за пассивным просмотром телевизора или прокруткой лент социальных сетей, созданных для того, чтобы захватить наше внимание и эмоции. Мы знаем это. Мы чувствуем это как вечную жизнь, проходящую через нас.
В нас есть жизненная сила, мощь, энергия, которые через нас преобразуется в действия, и, поскольку во все времена мы, по сути, одни на миллион, это проявление уникально. И если мы отвергнем его, оно никогда не будет существовать через кого-то другого. Оно будет потеряно навсегда. Мы — это наш выбор.
Если сейчас вы будете беспечны и ленивы, будете постоянно откладывать дела на потом и постоянно откладывать день, после которого займетесь собой, вы заметите, что вы не продвигаетесь вперед, и будете жить и умрете как самый обычный человек.
- Эпиктет.