Дворец на Мойке ведет свою историю с давних пор, задолго до того как он стал собственностью знатной семьи Юсуповых. На рисунке Михаила Махаева 1758 года можно увидеть здание, находившееся на месте современного дворца. В то время оно принадлежало одному из влиятельных дворян елизаветинских времен - графу П.И. Шувалову.
Возле дворца располагался скромный двухэтажный флигель. Сын графа, А.П.Шувалов, после кончины отца строит на месте флигеля собственный дворец.
Граф А. П. Шувалов получил отличное образование в Европе, выполнял дипломатические задания на протяжении нескольких лет, состоял в ряде масонских лож. Екатерина II испытывала к графу симпатию. Ей нравилась его образованность и французские предпочтения. Граф был завсегдатаем Эрмитажа и соавтором писем императрицы к Вольтеру. Он состоял с ним в переписке, а во время своих европейских визитов даже встречался с ним лично.
Возведением дворца Андрея Шувалова занимался архитектор Валлен-Деламот, строительные работы начались в начале 1770-х годов. Архитектура дворца в тот период отличалась от его современного вида. Здание было менее протяженным, и его центральный фасад со стороны Мойки не имел парадного входа, вместо него там располагалась въездная арка. По обе стороны от дворца находились небольшие одноэтажные флигели.
Граф Шувалов прожил в своем новом доме недолго. Известно, что он въехал в него в 1781 году и скончался спустя восемь лет. Его потомки продали дворец государству. В 1795 году Екатерина II преподнесла этот дворец в дар своей фрейлине, графине А. В. Браницкой, племяннице Г. А. Потемкина.
После смерти Екатерины II семья Потемкиных попадает в немилость, и Браницкие переезжают в их поместье “Белая Церковь”. Дворец на Мойке снова остается пустым на долгое время.
5 марта 1830 года графиня Браницкая продала свой дом на Мойке своему племяннику-князю Борису Николаевичу Юсупову. С тех пор и вплоть до 1917 года этот дворец принадлежал Юсуповым.
Юсуповы были очень богатым и знатным родом. Даже великие князья могли позавидовать роскоши их дворцов. Собрание их картинной галереи могло соперничать с коллекциями Эрмитажа. А украшения женщин этой фамилии включали в себя драгоценности, которые раньше принадлежали практически всем королевским семьям Европы.
После покупки дворца на Мойке князь Юсупов начал его масштабную реконструкцию, которая продолжалась несколько лет под руководством архитектора Андрея Михайлова-второго - ректора Академии художеств. Именно тогда дворец приобрел свой нынешний вид.
Вместо въездной арки, обращенной к Мойке, Михайлов создает парадный вестибюль и лестницу. Он поднимает одноэтажные флигели до уровня всего дворца. Затем с восточной стороны к дворцу пристраивается новый трехэтажный флигель, в котором располагаются картинные галереи и домашняя театральная сцена.
Анфиладу парадных комнат открывает Парадный кабинет. Первоначально это был квадратный зал, но архитектор Андрей Михайлов-второй преобразовал его в ротонду с куполообразным потолком, имитирующим звездное небо. Между колоннами на стенах изображены парящие фигуры граций.
Затем гости попадали в три парадных гостиных, оформленные разноцветными тканями (штофом) в соответствии с модой того времени. Эти комнаты были названы по цвету использованного в их оформлении штофа: “Синяя”, “Красная” и “Зеленая”.
Синяя гостиная, как и последующие комнаты, являет классический пример русского дворцового интерьера XIX — начало XX веков.
При входе в зал сразу привлекают внимание синие шелковые панно на стенах в резных рамах из позолоченного дерева с крупным узором из цветов и листьев.
В Синей гостиной мы видим мебельный гарнитур из 16 предметов во французском стиле Людовика XVI. Диваны, кресла и стулья сделаны из орехового дерева и покрыты синей тканью, дополняющей общую концепцию оформления комнаты.
Роспись сводчатого потолка выполнена на античную тему в смешанной манере, техника гризайль сочетается с живописной росписью в форме медальонов по углам плафона.
Следом идет Красная гостиная. При оформлении этого зала архитектор применил только один контрастный цвет — золотой. Он использовался при отделке мебельного гарнитура, рам для зеркал и рам для шелковых панно.
Мебельный гарнитур, состоящий из 28 предметов, расставлен вдоль стен в классическом стиле и разделен на зоны для общения. Пол зала выстлан наборным паркетом, состоящим из различных пород дерева, и поражает своей удивительной красотой.
В России по традиции “царскими” цветами считаются золотой и красный. Именно поэтому зал получил второе название - “Императорский”. Есть еще причины для такого названия. Во времена Юсуповых на стене гостиной висел портрет правящего в то время императора. Кроме того, в Красной гостиной хозяева дворца принимали членов императорской семьи.
Замыкает цветные гостиные - Зеленая гостиная. Эта комната выглядит гораздо скромнее. В ее оформлении нет позолоты и насыщенных цветов, преобладают бледно-зеленые оттенки. Но на этом фоне особенно выделяется камин, выполненный из уральского малахита архитектором Ипполитом Монигетти.
Во времена Юсуповых мебель из этой комнаты была перевезена в особняк, который был построен для княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой на Литейном проспекте. Вследствие этого в Зеленую гостиную был приобретен набор мебели из орехового дерева в стиле Людовика XVI, который оставался здесь до Октябрьской революции. Во время реставрации в гостиной разместили мебель из карельской березы, украшенную черным деревом и позолоченной бронзой.
В XVIII-XIX веках обязательным атрибутом общественной жизни Санкт-Петербурга были балы. Они были местом отдыха и общения для русской знати. Для проведения балов во дворце был оборудован Танцевальный зал.
Одной из главных достопримечательностей этого зала, наряду с росписью потолка, является люстра. Она сделана из позолоченной бронзы и хрусталя и была установлена в 1850-х годах XIX века, заменив люстру из папье-маше, которая была здесь раньше. Кроме этой большой люстры, во времена Юсуповых зал освещали около сотни дополнительных светильников и настенных ламп.
Стены облицованы искусственным мрамором. Для росписи потолка Танцевального зала Юсуповы пригласили двух лучших мастеров-итальянцев Джованни Баттиста Скотти и Джованни Медичи. Основной темой стали танцующие нимфы в развевающихся одеждах и ангелочки путти.
В конце XIX века архитектор Александр Степанов провел небольшую реконструкцию зала, установив большие зеркала, которые создают особую праздничную атмосферу и увеличивают объем помещения.
Банкетный зал Юсуповского дворца - один из самых больших интерьеров дворцов XIX века. Его площадь 445 квадратных метров. Этот зал использовался для проведения праздничных ужинов, торжественных церемоний и банкетов.
Зал освещают три большие люстры. Кажется, что они сделаны из бронзы, но на самом деле это не так. Они сделаны из папье-маше. Центральная люстра больше чем две другие. У них есть подъемные механизмы, которые использовались для обслуживания светильников еще в XIX веке.
Колонны поддерживают горизонтальный антаблемент с множеством лепных украшений, на который, в свою очередь, опирается сводчатый потолок с росписью, выполненной в технике гризайли. Автором росписи плафона Белоколонного зала является художник-декоратор Фридолино Торичелли итальянского происхождения.
В феврале 1836 года в присутствии Михаила Глинки в Белоколонном зале прошла первая оркестровая репетиция его оперы “Жизнь за царя” (другое название “Иван Сусанин”),
Музыкальное сопровождение обеспечивал домашний оркестр князя, который располагался на хорах - скрытых балконах Белоколонного зала. Музыканты были хорошо слышны и в соседнем Танцевальном зале, потому что над дверями в этот зал была установлена специальная решетка, благодаря которой музыка свободно долетала до танцующих.
При проектировании зала архитектор также добавил дополнительную глубину и объем за счет ниши, отделенной от основного пространства колоннадой. В полукруглом углублении зала находится мраморная статуя бога виноделия Диониса - это копия античного оригинала начала XIX века из Италии.
Далее следует Картинная галерея. Ее открывает Николаевский зал, названный в честь отца первого владельца, знаменитого вельможи и мецената Николая Борисовича Юсупова. Его скульптурный бюст установлен в специальном портике.
При жизни Николай Борисович собрал уникальную коллекцию произведений живописи, скульптуры и предметов из фарфора в своем поместье Архангельское. После его смерти коллекция была перевезена в Петербург, во дворец на реке Мойке. Залы Картинной галереи были созданы специально для размещения этой коллекции.
В Николаевском зале на шкафах-витринах размещались различные предметы искусства, фарфоровые изделия, ювелирные украшения и так далее. Например, количество изделий из фарфора и стекла достигало примерно 4700 экземпляров, изделий из золота и серебра, а также предметов из драгоценных камней - более 400 штук, религиозных предметов и икон - приблизительно 800 экземпляров.
Далее идет зал Прециоза назван так в переводе с итальянского и означает “драгоценность”. Это связано с тем, что в данном зале были представлены полотна самых выдающихся художников - гордость коллекции Юсуповых. В этом зале можно увидеть картины Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Тьеполо и многих других великих художников.
Сейчас зал украшает камин, который изначально не находился в нем. Нынешний камин является типовым и был изготовлен в мастерской Трискорни. Аналогичный камин можно увидеть во множестве других особняков в Петербурге. Вероятно, камин был установлен в зале после 1925 года.
В центре анфилады располагается Малая Ротонда, также известная как Ротонда Кановы. Такое название зал получил из-за того, что при Юсуповых здесь находились две работы скульптора Кановы, включая знаменитую скульптуру “Амур и Психея” (находится в Эрмитаже).
Сейчас в зале представлены скульптура “Ангел печали” - гипсовая копия мраморного надгробия Татьяны Николаевны Юсуповой, которая умерла в возрасте 22 лет и была похоронена в Архангельском.
Античный зал использовался для демонстрации скульптуры, в том числе антиков. От прежнего убранства зала сохранились лишь “Борцы” работы мастерской Трискорни.
Римский зал был назван так благодаря своему оформлению. Его украшает триумфальная арка, а на потолке находится плафон “Смерть римского воина”.
В углах комнаты располагались печи, которые в настоящее время не сохранились.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: