Найти тему

Роскошный Юсуповский дворец на Мойке. Часть 1. Великолепные интерьеры

Дворец на Мойке ведет свою историю с давних пор, задолго до того как он стал собственностью знатной семьи Юсуповых. На рисунке Михаила Махаева 1758 года можно увидеть здание, находившееся на месте современного дворца. В то время оно принадлежало одному из влиятельных дворян елизаветинских времен - графу П.И. Шувалову.

Возле дворца располагался скромный двухэтажный флигель. Сын графа, А.П.Шувалов, после кончины отца строит на месте флигеля собственный дворец.

М.И. Махаев. "Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца графа Петра Ивановича Шувалова"
М.И. Махаев. "Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца графа Петра Ивановича Шувалова"

Граф А. П. Шувалов получил отличное образование в Европе, выполнял дипломатические задания на протяжении нескольких лет, состоял в ряде масонских лож. Екатерина II испытывала к графу симпатию. Ей нравилась его образованность и французские предпочтения. Граф был завсегдатаем Эрмитажа и соавтором писем императрицы к Вольтеру. Он состоял с ним в переписке, а во время своих европейских визитов даже встречался с ним лично.

Возведением дворца Андрея Шувалова занимался архитектор Валлен-Деламот, строительные работы начались в начале 1770-х годов. Архитектура дворца в тот период отличалась от его современного вида. Здание было менее протяженным, и его центральный фасад со стороны Мойки не имел парадного входа, вместо него там располагалась въездная арка. По обе стороны от дворца находились небольшие одноэтажные флигели.

Граф Шувалов прожил в своем новом доме недолго. Известно, что он въехал в него в 1781 году и скончался спустя восемь лет. Его потомки продали дворец государству. В 1795 году Екатерина II преподнесла этот дворец в дар своей фрейлине, графине А. В. Браницкой, племяннице Г. А. Потемкина.

После смерти Екатерины II семья Потемкиных попадает в немилость, и Браницкие переезжают в их поместье “Белая Церковь”. Дворец на Мойке снова остается пустым на долгое время.

5 марта 1830 года графиня Браницкая продала свой дом на Мойке своему племяннику-князю Борису Николаевичу Юсупову. С тех пор и вплоть до 1917 года этот дворец принадлежал Юсуповым.

Иллюминация на набережной Мойки в Санкт-Петербурге. Рис.В.С.Садовникова. 1856 г.
Иллюминация на набережной Мойки в Санкт-Петербурге. Рис.В.С.Садовникова. 1856 г.

Юсуповы были очень богатым и знатным родом. Даже великие князья могли позавидовать роскоши их дворцов. Собрание их картинной галереи могло соперничать с коллекциями Эрмитажа. А украшения женщин этой фамилии включали в себя драгоценности, которые раньше принадлежали практически всем королевским семьям Европы.

После покупки дворца на Мойке князь Юсупов начал его масштабную реконструкцию, которая продолжалась несколько лет под руководством архитектора Андрея Михайлова-второго - ректора Академии художеств. Именно тогда дворец приобрел свой нынешний вид.

План дворца после перестройки
План дворца после перестройки

Вместо въездной арки, обращенной к Мойке, Михайлов создает парадный вестибюль и лестницу. Он поднимает одноэтажные флигели до уровня всего дворца. Затем с восточной стороны к дворцу пристраивается новый трехэтажный флигель, в котором располагаются картинные галереи и домашняя театральная сцена.

Большая Ротонда (Парадный кабинет). источник Википедия / автор IzoeKriv.
Большая Ротонда (Парадный кабинет). источник Википедия / автор IzoeKriv.

Анфиладу парадных комнат открывает Парадный кабинет. Первоначально это был квадратный зал, но архитектор Андрей Михайлов-второй преобразовал его в ротонду с куполообразным потолком, имитирующим звездное небо. Между колоннами на стенах изображены парящие фигуры граций.

А.А. Редковский. Большая ротонда в Юсуповском дворце на Мойке
А.А. Редковский. Большая ротонда в Юсуповском дворце на Мойке

Затем гости попадали в три парадных гостиных, оформленные разноцветными тканями (штофом) в соответствии с модой того времени. Эти комнаты были названы по цвету использованного в их оформлении штофа: “Синяя”, “Красная” и “Зеленая”.

Синяя гостиная
Синяя гостиная

Синяя гостиная, как и последующие комнаты, являет классический пример русского дворцового интерьера XIX — начало XX веков.

При входе в зал сразу привлекают внимание синие шелковые панно на стенах в резных рамах из позолоченного дерева с крупным узором из цветов и листьев.

Синяя гостиная. Источник yusupov-palace.ru / автор фото неизвестен
Синяя гостиная. Источник yusupov-palace.ru / автор фото неизвестен

В Синей гостиной мы видим мебельный гарнитур из 16 предметов во французском стиле Людовика XVI. Диваны, кресла и стулья сделаны из орехового дерева и покрыты синей тканью, дополняющей общую концепцию оформления комнаты.

Роспись сводчатого потолка выполнена на античную тему в смешанной манере, техника гризайль сочетается с живописной росписью в форме медальонов по углам плафона.

Красная гостиная
Красная гостиная

Следом идет Красная гостиная. При оформлении этого зала архитектор применил только один контрастный цвет — золотой. Он использовался при отделке мебельного гарнитура, рам для зеркал и рам для шелковых панно.

Красная гостиная. источник vk.ru группа Юсуповский Дворец на Мойке / автор фото неизвестен
Красная гостиная. источник vk.ru группа Юсуповский Дворец на Мойке / автор фото неизвестен

Мебельный гарнитур, состоящий из 28 предметов, расставлен вдоль стен в классическом стиле и разделен на зоны для общения. Пол зала выстлан наборным паркетом, состоящим из различных пород дерева, и поражает своей удивительной красотой.

Красная гостиная. источник vk.ru группа Юсуповский Дворец на Мойке / автор фото неизвестен
Красная гостиная. источник vk.ru группа Юсуповский Дворец на Мойке / автор фото неизвестен

В России по традиции “царскими” цветами считаются золотой и красный. Именно поэтому зал получил второе название - “Императорский”. Есть еще причины для такого названия. Во времена Юсуповых на стене гостиной висел портрет правящего в то время императора. Кроме того, в Красной гостиной хозяева дворца принимали членов императорской семьи.

Зеленая гостиная. фото с сайта www.citywalls.ru  / автор фото неизвестен
Зеленая гостиная. фото с сайта www.citywalls.ru / автор фото неизвестен

Замыкает цветные гостиные - Зеленая гостиная. Эта комната выглядит гораздо скромнее. В ее оформлении нет позолоты и насыщенных цветов, преобладают бледно-зеленые оттенки. Но на этом фоне особенно выделяется камин, выполненный из уральского малахита архитектором Ипполитом Монигетти.

Во времена Юсуповых мебель из этой комнаты была перевезена в особняк, который был построен для княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой на Литейном проспекте. Вследствие этого в Зеленую гостиную был приобретен набор мебели из орехового дерева в стиле Людовика XVI, который оставался здесь до Октябрьской революции. Во время реставрации в гостиной разместили мебель из карельской березы, украшенную черным деревом и позолоченной бронзой.

Бальный (Танцевальный) зал дворца Юсуповых
Бальный (Танцевальный) зал дворца Юсуповых

В XVIII-XIX веках обязательным атрибутом общественной жизни Санкт-Петербурга были балы. Они были местом отдыха и общения для русской знати. Для проведения балов во дворце был оборудован Танцевальный зал.

Танцевальный зал. источник vk.ru группа Юсуповский Дворец на Мойке / автор фото неизвестен
Танцевальный зал. источник vk.ru группа Юсуповский Дворец на Мойке / автор фото неизвестен

Одной из главных достопримечательностей этого зала, наряду с росписью потолка, является люстра. Она сделана из позолоченной бронзы и хрусталя и была установлена в 1850-х годах XIX века, заменив люстру из папье-маше, которая была здесь раньше. Кроме этой большой люстры, во времена Юсуповых зал освещали около сотни дополнительных светильников и настенных ламп.

Танцевальный зал. источник spbmuzei.ru / автор фото неизвестен
Танцевальный зал. источник spbmuzei.ru / автор фото неизвестен

Стены облицованы искусственным мрамором. Для росписи потолка Танцевального зала Юсуповы пригласили двух лучших мастеров-итальянцев Джованни Баттиста Скотти и Джованни Медичи. Основной темой стали танцующие нимфы в развевающихся одеждах и ангелочки путти.

В конце XIX века архитектор Александр Степанов провел небольшую реконструкцию зала, установив большие зеркала, которые создают особую праздничную атмосферу и увеличивают объем помещения.

Банкетный зал Юсуповского дворца - один из самых больших интерьеров дворцов XIX века. Его площадь 445 квадратных метров. Этот зал использовался для проведения праздничных ужинов, торжественных церемоний и банкетов.

Банкетный зал (Белоколонный). источник vk.ru группа Юсуповский Дворец на Мойке / автор фото неизвестен
Банкетный зал (Белоколонный). источник vk.ru группа Юсуповский Дворец на Мойке / автор фото неизвестен

Зал освещают три большие люстры. Кажется, что они сделаны из бронзы, но на самом деле это не так. Они сделаны из папье-маше. Центральная люстра больше чем две другие. У них есть подъемные механизмы, которые использовались для обслуживания светильников еще в XIX веке.

Белоколонный зал. источник spbmuzei.ru / автор фото неизвестен
Белоколонный зал. источник spbmuzei.ru / автор фото неизвестен

Колонны поддерживают горизонтальный антаблемент с множеством лепных украшений, на который, в свою очередь, опирается сводчатый потолок с росписью, выполненной в технике гризайли. Автором росписи плафона Белоколонного зала является художник-декоратор Фридолино Торичелли итальянского происхождения.

Белоколонный (Банкетный) зал. Автор фото неизвестен
Белоколонный (Банкетный) зал. Автор фото неизвестен

В феврале 1836 года в присутствии Михаила Глинки в Белоколонном зале прошла первая оркестровая репетиция его оперы “Жизнь за царя” (другое название “Иван Сусанин”),

Музыкальное сопровождение обеспечивал домашний оркестр князя, который располагался на хорах - скрытых балконах Белоколонного зала. Музыканты были хорошо слышны и в соседнем Танцевальном зале, потому что над дверями в этот зал была установлена специальная решетка, благодаря которой музыка свободно долетала до танцующих.

При проектировании зала архитектор также добавил дополнительную глубину и объем за счет ниши, отделенной от основного пространства колоннадой. В полукруглом углублении зала находится мраморная статуя бога виноделия Диониса - это копия античного оригинала начала XIX века из Италии.

Николаевский зал. На стене конный портрет князя Б.Н. Юсупова кисти Гро. Автор фото неизвестен
Николаевский зал. На стене конный портрет князя Б.Н. Юсупова кисти Гро. Автор фото неизвестен

Далее следует Картинная галерея. Ее открывает Николаевский зал, названный в честь отца первого владельца, знаменитого вельможи и мецената Николая Борисовича Юсупова. Его скульптурный бюст установлен в специальном портике.

Николаевский зал. Автор фото неизвестен
Николаевский зал. Автор фото неизвестен

При жизни Николай Борисович собрал уникальную коллекцию произведений живописи, скульптуры и предметов из фарфора в своем поместье Архангельское. После его смерти коллекция была перевезена в Петербург, во дворец на реке Мойке. Залы Картинной галереи были созданы специально для размещения этой коллекции.

Николаевский зал. фото с сайта www.citywalls.ru  / автор фото неизвестен
Николаевский зал. фото с сайта www.citywalls.ru / автор фото неизвестен

В Николаевском зале на шкафах-витринах размещались различные предметы искусства, фарфоровые изделия, ювелирные украшения и так далее. Например, количество изделий из фарфора и стекла достигало примерно 4700 экземпляров, изделий из золота и серебра, а также предметов из драгоценных камней - более 400 штук, религиозных предметов и икон - приблизительно 800 экземпляров.

Зал Прециоза дворца князей Юсуповых. Автор фото неизвестен
Зал Прециоза дворца князей Юсуповых. Автор фото неизвестен

Далее идет зал Прециоза назван так в переводе с итальянского и означает “драгоценность”. Это связано с тем, что в данном зале были представлены полотна самых выдающихся художников - гордость коллекции Юсуповых. В этом зале можно увидеть картины Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Тьеполо и многих других великих художников.

Сейчас зал украшает камин, который изначально не находился в нем. Нынешний камин является типовым и был изготовлен в мастерской Трискорни. Аналогичный камин можно увидеть во множестве других особняков в Петербурге. Вероятно, камин был установлен в зале после 1925 года.

Малая Ротонда (Ротонда Кановы). 1854 г. Художник В. С. Садовников
Малая Ротонда (Ротонда Кановы). 1854 г. Художник В. С. Садовников

В центре анфилады располагается Малая Ротонда, также известная как Ротонда Кановы. Такое название зал получил из-за того, что при Юсуповых здесь находились две работы скульптора Кановы, включая знаменитую скульптуру “Амур и Психея” (находится в Эрмитаже).

Сейчас в зале представлены скульптура “Ангел печали” - гипсовая копия мраморного надгробия Татьяны Николаевны Юсуповой, которая умерла в возрасте 22 лет и была похоронена в Архангельском.

Античный зал использовался для демонстрации скульптуры, в том числе антиков. От прежнего убранства зала сохранились лишь “Борцы” работы мастерской Трискорни.

Римский зал был назван так благодаря своему оформлению. Его украшает триумфальная арка, а на потолке находится плафон “Смерть римского воина”.

Римский зал. 1867. Художник А.А. Редковский.
Римский зал. 1867. Художник А.А. Редковский.

В углах комнаты располагались печи, которые в настоящее время не сохранились.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: