Найти в Дзене

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. История и интерьеры дворца на Фонтанке.

Дворец на углу Невского проспекта и Фонтанки известен по имени своих первых владельцев князей Белосельских-Белозерских.

Дворец вид с Фонтанки. источник Википедия
Дворец вид с Фонтанки. источник Википедия

В начале XVIII века за Фонтанкой находились загородные усадьбы соратников Петра I. Первым владельцем участка, на котором расположен дворец, стал князь А.И. Шаховской. В Екатерининскую эпоху участком владел директор Ассигнационного банка - сенатор П.В. Мятлев. Непродолжительное время владельцем участка был сенатор А.И. Нарышкин.

дом до перестройки в 1799 г.
дом до перестройки в 1799 г.

В 1797 году эту территорию у Нарышкина приобрела княгиня А.Г. Белосельская-Белозерская. В конце XVIII века по проекту Ф.И. Демерцова был построен дом в классическом стиле. Главным фасадом он выходил на Невский проспект.

Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. Литография Ж. Жакотте и Регаме  с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.
Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. Литография Ж. Жакотте и Регаме с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

В середине XIX века Эспер Александрович Белосельских-Белозерский решил перестроить городскую и загородную резиденции. В начале 1840-ых годов он пригласил архитектора А.И. Штакеншнейдера, который сначала перестроил дворец на Невском проспекте, а потом построил новую дачу на Крестовском острове.

А.И. Штакеншнейдер был придворным архитектором. Он прославился после того, как построил усадебный комплекс Фалль в Прибалтике для главы политической полиции Александра Бенкендорфа. Граф Бенкендорф был женат на вдове Елизавете Бибиковой. А ее дочь от первого брака Елена Павловна вышла замуж за Эспера Белосельского-Белозерского.

Аничков дворец в XIX веке
Аничков дворец в XIX веке

Строительство нового дворца велось с 1846 по 1848 годы. Он был выполнен в стиле необарокко. Чем-то они копировали фасады Строгановского дворца на Невском проспекте.

Дворец Белосельских-Белозерских 1876-1880 гг.
Дворец Белосельских-Белозерских 1876-1880 гг.

На фасаде можно увидеть терракотовые фигуры атлантов. Они также, как и атланты и кариатиды внутри помещений, были созданы по моделям скульптора Д.И. Иенсена.

Личные комнаты владельцев и служебные помещения были расположены на первом этаже. А второй этаж был отдан под парадные залы. Кухни располагались на третьем этаже, для того чтобы запахи и дым не попадали в жилые и парадные помещения.

На балы во дворец Белосельских-Белозерских часто наведывались царские особы, которые проживали напротив в Аничковом дворце.

Дворец был известен своими музыкальными вечерами. В нем выступали Ференц Лист, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский и многие другие.

После смерти Эспера Александровича (он умер практически сразу же после начала строительства) владельцем дворца стал Константин Эсперович Белосельский-Белозерский. Он переехал во дворец после того, как женился в 1865 году на сестре генерала Скобелева - Надежде Дмитриевне Скобелевой.

После отмены крепостного права и реформ капитал семьи стал сокращаться. Предприятия стали работать в убыток. Чтобы раздать долги, в 1884 Константин Эсперович был вынужден продать дворец на Невском проспекте в казну. После этого он с супругой переехал на дачу, которая находилась на Крестовском острове.

В 1884 году дворец был подарен великому князю Сергею Александровичу, который только женился на Елизавете Федоровне (Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская). Елизаветы Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны - супруги Николая II.

Став резиденцией великого князя, дворец переименовали в Сергиевский (в честь владельца).

В 1905 году Сергей Александрович был убит в результате террористической атаки Ивана Каляева. Елизавета Федоровна, после гибели супруга, основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель и стала ее настоятельницей.

Елизавета Федоровна передала дворец в Петербурге своему воспитаннику великому князю Дмитрию Павловичу. Он стал последним владельцем Сергиевского дворца. Дмитрий Павлович был одним из заговорщиков убийства Григория Распутина.

В первые дни после убийства Распутина Дмитрий Павлович и Феликс Юсупов находились под домашним арестом во дворце великого князя на Невском проспекте. В дальнейшем Дмитрия Павловича отправили на фронт в Персию, что спасло ему жизнь в годы революции. После 1917 года он перебрался во Францию, где у него случился роман с Коко Шанель. Именно великий князь познакомил Коко с парфюмером Эрнестом Бо, который создал знаменитые духи “Chanel №5”.

С 1915 по 1918 годы в парадных зала дворца на Невском проспекте размещался англо-русский лазарет. На его открытие приезжала вдовствующая императрица Мария Федоровна и английский посол Джордж Бьюкенен. Госпиталь предназначался для солдат и поддерживался Британским Красным крестом.

Открытие Английского лазарета в присутствии императрицы Марии Федоровны
Открытие Английского лазарета в присутствии императрицы Марии Федоровны

В 1918 году дворец был национализирован. В нем разместились курсы Красной пропаганды. А в 1920-ом году их сменили Куйбышевский райком партии и райком комсомола. В период блокады дворец сильно пострадал. Восстановить некоторые залы удалось только к концу 1970-ых годов. В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских получил официальный статус Петербургского культурного центра.

1904 г. План 1-го этажа дворца Белосельских-Белозерских
1904 г. План 1-го этажа дворца Белосельских-Белозерских

В Сергиевском дворце было устроено две анфилады. Одна была обращена к Невскому проспекту (там находились парадные помещения), а вторая в сторону Фонтанки (там находились личные комнаты Елизаветы Федоровны и церковь). Личные комнаты Сергея Александровича находились на первом этаже.

1904 г. План 2-го этажа дворца Белосельских-Белозерских
1904 г. План 2-го этажа дворца Белосельских-Белозерских

Изображений исторических помещений дворца практически не сохранилось.

-9

На первом этаже находился кабинет Сергея Александровича. Он был оформлен в стилистике ренессанса.

-10

Рядом была столовая великого князя, которая называлась Мозаичной. Деревянные панели в ней были оформлены мозаичными вставками.Интерьер сохранился, но попасть туда практически невозможно.

Парадная лестница. источник Википедия
Парадная лестница. источник Википедия

На второй этаж ведет парадная лестница. Она оформлена лепкой, кариатидами, торшерами. Два пологих лестничных марша ведут в бельэтаж. Украшением лестницы служит витая решетка перил тончайшей работы и вензеля с инициалами владельца.

С парадной лестницы можно было попасть сразу в обе анфилады.

Во дворце было три гостиных, оформленных в разных цветах: Бежевая, Белая и Красная. Но их интерьеры были практически полностью утрачены.

Бежевая гостиная. источник idei.club
Бежевая гостиная. источник idei.club

В Бежевой гостиной на стенах не сохранился шёлковый штоф, но исторический цвет стен не был изменен. В этом же зале находится мебельный гарнитур из соседней гостиной с красной обивкой и позолоченными декоративными деталями.

Бывшая белая гостиная. источник vk.ru
Бывшая белая гостиная. источник vk.ru

Соседнее помещение называется Белой гостиной. Скорее всего,раньше ее стены украшал шелк серебристого цвета. Но сегодня в гостиной новая обивка стен и назвать ее Белой невозможно.

Бывшая Белая гостиная. источник vk.ru
Бывшая Белая гостиная. источник vk.ru

Скорее всего, такой интерьер был сделан в послевоенный период в ходе одной из реставраций дворца.

-15

Падуга, паркет, камин, зеркало над камином, десюдепорты - это все подлинные элементы декора.

Изначально третья гостиная называлась Красной, но сейчас в ней шелк золотого цвета. В ней сохранились лепные падуги, десюдепорты, карнизы, зеркала и камин.

-16

Далее следовали жилые комнаты. Они открывались с приемной хозяйки дворца.

Дворец В. К. Сергея Александровича. Кабинет Её Высочества
Дворец В. К. Сергея Александровича. Кабинет Её Высочества

Замыкал анфиладу кабинет Елизаветы Федоровны.

Столовая. источник Википедия
Столовая. источник Википедия

Анфилада парадных залов начинается со столовой. Стены выкрашены в светло-голубой пастельный оттенок.

-19

Зал столовой украшен пышной лепниной, на которой изображены различные плоды, животные, мальчики путти. На живописных вставках и десюдепортах изображения пиршеств, охоты, банкетов и так далее.

Картинная галерея. источник vk.ru
Картинная галерея. источник vk.ru

За парадной столовой следует Картинная галерея. На сегодняшний день это самое пустое помещение дворца. Когда-то стены были покрыты картинами шпалерной развески.

Зеркальный зал. источник Википедия
Зеркальный зал. источник Википедия

Из Картинной галереи можно попасть в Средний зал. А из него в Концертный (Зеркальный). В советское время их объединили в единое пространство. Окна, которые выходят во внутренний двор, повторяются в виде зеркал.

Средний зал. источник idei.club
Средний зал. источник idei.club

В зале сохранились люстры из папье-маше. Это было очень модно и дорого в XIX веке.

Библиотека. источник Википедия
Библиотека. источник Википедия

Замыкал анфиладу парадных залов домашний театр. Но при великом князе Сергее Александровиче он был переоборудован под библиотеку, оформленную в стилистике средневековых замков. Помещение украшено каминами, деревянной резьбой, большими люстрами, витражами.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: