Дворец на углу Невского проспекта и Фонтанки известен по имени своих первых владельцев князей Белосельских-Белозерских.
В начале XVIII века за Фонтанкой находились загородные усадьбы соратников Петра I. Первым владельцем участка, на котором расположен дворец, стал князь А.И. Шаховской. В Екатерининскую эпоху участком владел директор Ассигнационного банка - сенатор П.В. Мятлев. Непродолжительное время владельцем участка был сенатор А.И. Нарышкин.
В 1797 году эту территорию у Нарышкина приобрела княгиня А.Г. Белосельская-Белозерская. В конце XVIII века по проекту Ф.И. Демерцова был построен дом в классическом стиле. Главным фасадом он выходил на Невский проспект.
В середине XIX века Эспер Александрович Белосельских-Белозерский решил перестроить городскую и загородную резиденции. В начале 1840-ых годов он пригласил архитектора А.И. Штакеншнейдера, который сначала перестроил дворец на Невском проспекте, а потом построил новую дачу на Крестовском острове.
А.И. Штакеншнейдер был придворным архитектором. Он прославился после того, как построил усадебный комплекс Фалль в Прибалтике для главы политической полиции Александра Бенкендорфа. Граф Бенкендорф был женат на вдове Елизавете Бибиковой. А ее дочь от первого брака Елена Павловна вышла замуж за Эспера Белосельского-Белозерского.
Строительство нового дворца велось с 1846 по 1848 годы. Он был выполнен в стиле необарокко. Чем-то они копировали фасады Строгановского дворца на Невском проспекте.
На фасаде можно увидеть терракотовые фигуры атлантов. Они также, как и атланты и кариатиды внутри помещений, были созданы по моделям скульптора Д.И. Иенсена.
Личные комнаты владельцев и служебные помещения были расположены на первом этаже. А второй этаж был отдан под парадные залы. Кухни располагались на третьем этаже, для того чтобы запахи и дым не попадали в жилые и парадные помещения.
На балы во дворец Белосельских-Белозерских часто наведывались царские особы, которые проживали напротив в Аничковом дворце.
Дворец был известен своими музыкальными вечерами. В нем выступали Ференц Лист, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский и многие другие.
После смерти Эспера Александровича (он умер практически сразу же после начала строительства) владельцем дворца стал Константин Эсперович Белосельский-Белозерский. Он переехал во дворец после того, как женился в 1865 году на сестре генерала Скобелева - Надежде Дмитриевне Скобелевой.
После отмены крепостного права и реформ капитал семьи стал сокращаться. Предприятия стали работать в убыток. Чтобы раздать долги, в 1884 Константин Эсперович был вынужден продать дворец на Невском проспекте в казну. После этого он с супругой переехал на дачу, которая находилась на Крестовском острове.
В 1884 году дворец был подарен великому князю Сергею Александровичу, который только женился на Елизавете Федоровне (Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская). Елизаветы Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны - супруги Николая II.
Став резиденцией великого князя, дворец переименовали в Сергиевский (в честь владельца).
В 1905 году Сергей Александрович был убит в результате террористической атаки Ивана Каляева. Елизавета Федоровна, после гибели супруга, основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель и стала ее настоятельницей.
Елизавета Федоровна передала дворец в Петербурге своему воспитаннику великому князю Дмитрию Павловичу. Он стал последним владельцем Сергиевского дворца. Дмитрий Павлович был одним из заговорщиков убийства Григория Распутина.
В первые дни после убийства Распутина Дмитрий Павлович и Феликс Юсупов находились под домашним арестом во дворце великого князя на Невском проспекте. В дальнейшем Дмитрия Павловича отправили на фронт в Персию, что спасло ему жизнь в годы революции. После 1917 года он перебрался во Францию, где у него случился роман с Коко Шанель. Именно великий князь познакомил Коко с парфюмером Эрнестом Бо, который создал знаменитые духи “Chanel №5”.
С 1915 по 1918 годы в парадных зала дворца на Невском проспекте размещался англо-русский лазарет. На его открытие приезжала вдовствующая императрица Мария Федоровна и английский посол Джордж Бьюкенен. Госпиталь предназначался для солдат и поддерживался Британским Красным крестом.
В 1918 году дворец был национализирован. В нем разместились курсы Красной пропаганды. А в 1920-ом году их сменили Куйбышевский райком партии и райком комсомола. В период блокады дворец сильно пострадал. Восстановить некоторые залы удалось только к концу 1970-ых годов. В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских получил официальный статус Петербургского культурного центра.
В Сергиевском дворце было устроено две анфилады. Одна была обращена к Невскому проспекту (там находились парадные помещения), а вторая в сторону Фонтанки (там находились личные комнаты Елизаветы Федоровны и церковь). Личные комнаты Сергея Александровича находились на первом этаже.
Изображений исторических помещений дворца практически не сохранилось.
На первом этаже находился кабинет Сергея Александровича. Он был оформлен в стилистике ренессанса.
Рядом была столовая великого князя, которая называлась Мозаичной. Деревянные панели в ней были оформлены мозаичными вставками.Интерьер сохранился, но попасть туда практически невозможно.
На второй этаж ведет парадная лестница. Она оформлена лепкой, кариатидами, торшерами. Два пологих лестничных марша ведут в бельэтаж. Украшением лестницы служит витая решетка перил тончайшей работы и вензеля с инициалами владельца.
С парадной лестницы можно было попасть сразу в обе анфилады.
Во дворце было три гостиных, оформленных в разных цветах: Бежевая, Белая и Красная. Но их интерьеры были практически полностью утрачены.
В Бежевой гостиной на стенах не сохранился шёлковый штоф, но исторический цвет стен не был изменен. В этом же зале находится мебельный гарнитур из соседней гостиной с красной обивкой и позолоченными декоративными деталями.
Соседнее помещение называется Белой гостиной. Скорее всего,раньше ее стены украшал шелк серебристого цвета. Но сегодня в гостиной новая обивка стен и назвать ее Белой невозможно.
Скорее всего, такой интерьер был сделан в послевоенный период в ходе одной из реставраций дворца.
Падуга, паркет, камин, зеркало над камином, десюдепорты - это все подлинные элементы декора.
Изначально третья гостиная называлась Красной, но сейчас в ней шелк золотого цвета. В ней сохранились лепные падуги, десюдепорты, карнизы, зеркала и камин.
Далее следовали жилые комнаты. Они открывались с приемной хозяйки дворца.
Замыкал анфиладу кабинет Елизаветы Федоровны.
Анфилада парадных залов начинается со столовой. Стены выкрашены в светло-голубой пастельный оттенок.
Зал столовой украшен пышной лепниной, на которой изображены различные плоды, животные, мальчики путти. На живописных вставках и десюдепортах изображения пиршеств, охоты, банкетов и так далее.
За парадной столовой следует Картинная галерея. На сегодняшний день это самое пустое помещение дворца. Когда-то стены были покрыты картинами шпалерной развески.
Из Картинной галереи можно попасть в Средний зал. А из него в Концертный (Зеркальный). В советское время их объединили в единое пространство. Окна, которые выходят во внутренний двор, повторяются в виде зеркал.
В зале сохранились люстры из папье-маше. Это было очень модно и дорого в XIX веке.
Замыкал анфиладу парадных залов домашний театр. Но при великом князе Сергее Александровиче он был переоборудован под библиотеку, оформленную в стилистике средневековых замков. Помещение украшено каминами, деревянной резьбой, большими люстрами, витражами.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: