Ни один дворец Санкт-Петербурга не менял свое назначение так часто, как Таврический дворец. Он успел побывать императорской резиденцией, конюшней, парламентом, выставочным залом и учебным заведением.
Дворец строился для светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, как его загородная резиденция. В 1782 году князь приобрел участок в дальней части Шпалерной улицы, почти на берегу Невы.
В Санкт-Петербурге Потемкин обычно гостил в Зимнем дворце. Ему принадлежал Аничков дворец, но князь не любил барочный стиль и редко останавливался в своей резиденции.
Таврический дворец было решено строить в стиле классицизм. Для создания проекта был приглашен архитектор И.Е. Старов. Он был близко знаком с Потемкиным и часто привлекался князем для различных строительных работ.
Строительство дворца было начато в 1783 году. Для строительства дворца выбрали участок в слободе Конногвардейского полка. В нем Потемкин начинал свою военную карьеру и участвовал в дворцовом перевороте 1762 года. Вплоть до смерти Потемкина дворец официально назывался Конногвардейским домом.
"Таврическим" дворец стали называть в 1791 году, после смерти князя, в память о Потемкине и о присоединение Тавриды к России.
Дворец находился за городской чертой. С южного фасада был разбит большой парк (Таврический сад) в английском пейзажном стиле.
Парадный фасад смотрел на Неву. Ко дворцу подходил небольшой канал, который заканчивался гаванцом. В 1850-ых годах напротив дворца была построена водонапорная башня и другие сооружения.
Главный корпус здания увенчан куполом и украшен шестиколонным портиком. С боковыми двухэтажными корпусами главный корпус соединен галереями.
Строительство дворца было завершено в 1789 году. Потемкин владел дворцом около года. А после продал его казне за 460 тысяч рублей. По службе, князь должен был находиться на юге страны, а не в Петербурге.
Однако после взятия турецкой крепости Измаил, Екатерина II преподнесла дворец Потемкину в качестве подарка за заслуги в военной кампании.
28 апреля 1791 года состоялся праздник по случаю взятия крепости. О масштабах события свидетельствует то, что для освещения парадных залов скупили весь свечной воск в лавках Петербурга. Но его не хватило и пришлось посылать за воском в Москву. Для обычных граждан около дворца были поставлены бочки с вином и столы с закуской.
На торжестве присутствовала практически вся знать города - 3000 человек. Не пригласили лишь Платона Зубова и Александра Суворова (его срочно отозвали из столицы для инспекции приграничных крепостей на шведской границе).
Потемкин встречал гостей в роскошном камзоле. Шляпа, украшенная бриллиантами, была так тяжела, что ее было невозможно надеть на голову. Весь вечер ее носил за князем специальный человек.
Сбор гостей начался в 3 часа дня. Императрица прибыла к семи вечера. Ее встретил хор, который исполнил “Гром победы, раздавайся!” (стихи Г.Р. Державина, композитор О.А. Козловский).
Это была последняя встреча Екатерины и Потемкина. Вскоре князь отбыл на юг и там 5 октября 1791 года скончался. После смерти Потемкина, его управляющий Михаил Гарновский попытался вывезти в свой дом на Фонтанке все убранство бесхозного дворца. Узнав об этом, наследники Потемкина вместе с полицией остановили расхищение имущества, перехватывая нагруженные барки на Фонтанке. Державин, который жил по соседству, описал это так:
И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды
Средь полицейских ссор.
Екатерина II, после этого инцидента, распорядилась выкупить дворец у наследников Потемкина в пользу казны. Так дворец стал императорской резиденцией и начались работы по его перестройке.
В 1792-1793 годах работами руководил Ф.И. Волков. Благодаря ему появилась чугунная ограда парадного двора, которая сохранилась до сих пор.
Екатерина II любила проводить во дворце весну и осень. Императрица писала:
"Этот дворец, без сомнения, очень модный, потому что он одноэтажный, с большим и красивым садом... нет ничего лучше для весны и осени, чем это жилище... Правда, этот дворец был не немного, а чрезвычайно сырой, настолько, что из-под колонн в зале по полу текли лужи воды. Причиной было то, что вода в пруду была выше, чем фундамент зала, но я устранила это, приказав протянуть сточную канаву, выложенную камнем, между домом и прудом; эта канава окружает дом и так хорошо отводит воду, что больше не чувствуется никакой сырости, и запах сырости в нём совсем полностью исчез"
Во дворце располагалась Крестовоздвиженская церковь. Она находилась в восточном корпусе. Вход в церковь с улицы был украшен крестом, но купола и звонницы у церкви не было. Во времена Екатерины Великой церковь использовалась для различных особых церемоний. Именно здесь 25 апреля 1795 года венчались дочь А.В. Суворова Наталья и брат фаворита императрицы Николай Зубов.
3 декабря 1795 года во дворце предоставили покой фельдмаршалу Суворову. В бывшем дворце Потемкина он прожил почти три месяца. По желанию полководца из его комнаты убрали лишнюю мебель, завесили зеркала, а на полу устроили постель из сухого сена.
При Екатерине II дворец украсила механическая диковина - часы “Павлин”, работы англичанина Джеймса Кокса. Они были приобретены еще Потемкиным в Лондоне в 1777 году, но в Россию их доставили в разобранном состоянии. Долгое время их никто не мог собрать. Справится со сложным механизмом смог Иван Кулибин.
Часы украшали Таврический дворец недолго. По указу Павла I они были перевезены в Зимний дворец. У Павла и Потемкина были натянутые отношения. Князь пренебрегал наследников престола. Не имея возможности отомстить фавориту матери при жизни, он отомстил после смерти.
В 1799 году Таврический дворец отдали Конногвардейскому полку под казармы. Ценности из здания были вывезены. Многие детали (камины, плафоны, паркеты и так далее) были использованы при строительстве Михайловского замка.
В бывшем зимнем саду дворца была устроена конюшня. В Екатерининском и купольном залах - манеж. В других помещениях разместились солдаты. За почти четыре года, пока дворец был казармами, он был практически полностью уничтожен.
Со смертью Павла I началось восстановление дворца. 18 мая 1802 года Александр I пожелал восстановить дворец. Работы были поручены Луиджи Руска. Именно тогда были созданы интерьеры дворца, которые сохранились и по сей день.
Проблема сырости в здании была решена радикально - пол был поднят на 62 сантиметра.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: