Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
В 1849 году скончался Борис Николаевич Юсупов. Его вдова З.И. Юсупова переехала на Литейный проспект, где построила для себя новый особняк. Их сын, Н. Б. Юсупов-младший, стал единственным владельцем дворца на Мойке.
Николай Борисович решил перестроить дворец на Мойке. С этой целью в 1858 году был приглашен архитектор И. А. Монигетти, создавший интерьеры в различных исторических стилях. Это было весьма популярно в середине XIX столетия.
На месте парадной лестницы, спроектированной А. А. Михайловым и украшенной желтыми классическими колоннами из искусственного мрамора и декорированной металлическими перилами, архитектор Монигетти спроектировал новую парадную лестницу, перила которой были изготовлены из каррарского мрамора.
Вход на парадную лестницу украшают изображения сфинксов — символов хранителей тайн. Над головами посетителей, поднимающихся по лестнице, нависает самая большая дворцовая люстра.
Стены лестничного проема были украшены нишами, в которых располагаются аллегорические изображения частей света — Азии, Африки, Америки и Европы.
Пройдя через Парадную лестницу, мы попадаем в Белое фойе. Здесь гости собирались перед тем, как отправиться на спектакль или концерт, проводившиеся в Домашнем театре дворца, или на танцевальный вечер в Белоколонном зале. Из Белого фойе можно пройти и в парадные залы, и в личные апартаменты княгини.
К Белому фойе примыкает Коронационный коридор, стены которого украшены изображениями коронаций Павла I, Александра I и Николая I, которые организовывал князь Николай Борисович Юсупов-старший.
В 1840-е годы во дворце работал архитектор Бернар Симон, устроивший у парадной лестницы зимний сад. В середине XIX века это был обязательный атрибут богатого аристократического особняка. Содержание таких садов требовало огромных затрат, и позволить себе это могли только очень состоятельные люди. В конце XIX века зимний сад в особняке на Мойке был уничтожен, так как его владельцы сочли затраты на его содержание слишком высокими.
С другой стороны парадной лестницы архитектор Симон обустроил Гобеленовую гостиную, предназначенную для трех шпалер и гобелена, подаренных Н. Б. Юсупову-старшему Наполеоном Бонапартом. В настоящее время на стенах висят копии, а оригиналы гобеленов находятся в “Эрмитаже”. Тем не менее в гостиной сохранились оригинальные резные рамы, а также отделка стен и потолка.
Мебель в стиле Людовика XIV, привлекающая внимание своей необычностью. Стиль “Буль” получил свое название по имени французского мастера по изготовлению мебели Андре-Шарля Буля, который поднял на новый уровень технику украшения мебельных фасадов с помощью инкрустации. В данном же случае при изготовлении мебели использовались такие материалы, как золоченая бронза, латунь, а также элементы панциря черепахи.
Еще один зал, оформленный Симоном, называется залом Антонио Виги, который получил свое название в честь художника, создавшего великолепный плафон для этого зала. Этот плафон называется “Триумф Геркулеса”. На нем Геркулес изображен среди олимпийских богов.
Жилые помещения во дворце были разделены на две части - мужскую на первом этаже и женскую на втором. Вход в комнаты князя начинается с прихожей, стены которой украшены статуями кариатид.
Мужская половина открывается Музыкальной гостиной, оформленной в стиле Людовика XVI, украшением которой является механический орган, произведенный австрийской фирмой “Томас Гесс” в середине XIX века. В настоящее время данный орган был отреставрирован, и на некоторых экскурсиях в Юсуповском дворце посетители могут услышать его звучание.
Далее следует гостиная, выполненная в стиле Генриха II, с камином. Данный камин является копией камина, находящегося в Лувре, однако их отличает массивное навершие, выполненное из папье-маше вместо мрамора (как в Лувре), что в то время было довольно дорогой технологией. Мебель и двери в этом зале сделаны из грушевого дерева.
Кабинет князя в настоящее время он потерял былой блеск, но некогда в этом кабинете хранились коллекции оружия, монет и медалей, собиравшихся князем Н. Б. Юсуповым-младшим.
Помимо этого, кабинет выполнял функцию библиотеки. В одном из боковых шкафов за дверью находится выдвижная лестница, благодаря чему можно без проблем подняться на второй этаж.
В 1927 году в этом самом кабинете был обнаружен тайник, в котором находились различные личные документы семьи Юсуповых, а также ранее неизвестные письма, написанные А. С. Пушкиным и адресованные родственнице семьи Юсуповых — Е. М. Хитрово. В дальнейшем эти письма были опубликованы в виде отдельной книги, сопровождаемой комментариями.
На месте предыдущего светового дворика, Монигетти создал Бильярдную в турецком стиле, освещенную как световым фонарём на потолке, так и витражными окнами, ведущими в другой световой дворик.
Витражи выполнены в комбинированной технике, с использованием как цветного, так и прозрачного стекла с росписью. Сборка витражей была произведена на свинцовые профили с последующим поверхностным золочением. Данные о дате создания этих витражей, а также о мастерской, выполнившей их, отсутствуют.
При Монигетти во дворце была создана Мавританская гостиная, интерьеры которой выполнены в восточном стиле и считаются одними из наиболее роскошных в Санкт-Петербурге. Однако изначально эти интерьеры выглядели несколько скромнее. В конце XIX века во дворце проводил работы архитектор Александр Степанов. Он внес значительные изменения в оформление стен, сравняв этот зал с одним из помещений Альгамбры.
Феликс Юсупов в своих воспоминаниях пишет:
«Рядом с отцовским кабинетом помещалась «мавританская» зала, выходившая в сад. Мозаика в ней была точной копией мозаичных стен одной из зал Альгамбры. Посреди бил фонтан, вокруг стояли мраморные колонны. Вдоль стен диваны, обтянутые персидским штофом. Зала мне очень нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать.»
Этот зал был призван напоминать Юсуповым об их происхождении, поскольку известно, что их семья произошла от татарских князей. Более того, Юсуповы сами были уверены, что являются потомками Абу Бакра — друга и родственника пророка Мухаммеда, правившего всеми мусульманскими народами после смерти Мухаммеда в качестве первого халифа. Тем не менее достоверное подтверждение данного родства невозможно.
Завершали анфиладу покоев князя помещения гардеробной и секретарской. В гардеробной, вдоль северной стены, были установлены вместительные шкафы. В одном из шкафов скрывалась мраморная ванна, в те времена было принято прятать такие объекты от глаз посторонних.
Секретарская изначально служивший князю в качестве спальни, был украшен витражами французского производства. Они были специально заказаны и доставлены из Парижа для хозяина, Николая Борисовича младшего.
Еще одной комнатой на первом этаже была Буфетная, использовавшаяся в качестве личной столовой князя. Еда готовилась на кухне в подвальном помещении и доставлялась в Буфетную с помощью специального лифта, встроенного в один из шкафов. Фамильное серебро хранилось в сервантах, украшенных в технике маркетри. Буфетная завершала анфиладу комнат, принадлежавших Николаю Борисовичу младшему.
Теперь предлагаю перейти к женской половине дворца. Для жены Николая Борисовича Юсупова младшего был отведен второй этаж западного корпуса дворца.
Интерьеры, созданные для Т. А. Юсуповной, впоследствии стали любимыми комнатами её дочери — З. Н. Юсуповой. В ходе работ, проводившихся под руководством архитектора А. Степанова, были внесены незначительные изменения. Первоначальным же автором жилых покоев был архитектор Монигетти.
Интерес к античности существовал всегда, но с началом раскопок Помпеи и обнаружением при этом остатков помпейских домов с изящными фресками, увлечение античностью пережило новый всплеск и проникло как в императорские покои, так и великосветские дворцы и дома.
Стены коридора разделены на сектора-панно, окрашенные в терракотовый цвет. По всей внешней окружности панно идет узор в виде орнамента. На стенах расположены картины с мифологическими сюжетами.
Парадная спальня не использовалась по прямому назначению. Комната служила будуаром, предназначенным для приёма гостей, отдыха и уединённых занятий.
Спальню украшает комплект мебели молочно-белого цвета. Сиденья и спинки стульев драпированы светлым шелком, резное дерево покрыто эмалевыми белилами в технике под "французский лак". Такой способ декорирования мебели является весьма трудоемким процессом - сначала наносится слой эмали, который затем просушивается в течение 2-3 дней, после чего поверхность подвергается ручной полировке. И так повторяется до восьми раз, пока не будет достигнута идеально гладкая и равномерно окрашенная поверхность.
Феликс Юсупов так описывает эту комнату:
“Эта спальня была со странностью: порой раздавался оттуда женский голос и всех окликал по имени. Прибегали горничные, решив, что зовет их именно хозяйка, и пугались до смерти, увидав, что спальня пуста. Мы с братом тоже слыхали не раз эти странные зовы”.
Особенностью интерьера парадной спальни является мраморная скульптура “Девочка на подушке”, которая установлена на небольшом постаменте.
Рядом со спальней, отделенной коридором, покрытым розовым шелком, располагался туалет княгини.
Затем шли три уютные комнаты: Туалетная (фарфоровый будуар), ванная и Персидская (восточный будуар). Для экономии места между ними были установлены ширмы-двери.
Центральной частью жилых апартаментов княгини являлась Белая гостиная, которая считалась “душой” дворца. Эта гостиная служила одновременно и кабинетом, и местом отдыха для близких людей. Архитектор А. Степанов внес изменения в оформление мебели и стен в этой гостиной.
Именно в этом помещение был написан знаменитый портрет Зинаиды Юсуповой художником Валентином Серовым.
Феликс Юсупов в своих воспоминаниях пишет:
“Мебель малой гостиной когда-то принадлежала Марии Антуанетте. На стенах висели картины Буше, Фрагонара, Ватто, Юбера Робера и Греза. Хрустальная люстра прибыла из будуара маркизы де Помпадур. Бесценные безделушки стояли на столах и в горках: табакерки с эмалью и золотом, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с бриллиантовой инкрустацией пепельницы. В вазах всюду цветы.”
Камин в гостиной, так же как и камин в спальне княгини, выполнен из оникса. Этот камень при нагревании начинает светиться, и когда камин зажигали, создавалась неповторимая атмосфера.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: