Найти тему
Ксения Тихомирова

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ — ОДНА ИЗ ОСНОВ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Тайное оружие лидера — умение слушать. Конечно, легче указать людям, что делать, что конкретно исправить и как решить проблему. 

Но вместо того, чтобы указывать, попробуйте задать вопросы и послушайте, что вам ответят. 

Пусть сами найдут решение проблемы. Так, они почувствуют личную ответственность за результат и научатся новым навыкам и самостоятельности.

Умение слушать состоит из трех ключевых аспектов:

1. Парафраз. После того как человек выскажется, попробуйте перефразировать сказанное. Если у вас получится, собеседник будет в восторге от того, что вы внимательно слушали. Если не получится, вы сразу же обсудите все недопонимания. Парафраз не говорит о согласии, он просто показывает, что вы поняли человека.

2. Открытые вопросы. Они помогают разговорить человека. Закрытые вопросы допускают односложный ответ — да или нет. Они дают мало информации и зачастую провоцируют конфликт. Открытые вопросы часто начинаются так: «Как бы вы...», «Почему они...» или «Что бы вы сделали, если...». Закрытые вопросы обычно начинаются так: «Вы согласны...» или «Стоит ли нам...».

3. Разбор полетов. После каждого важного собрания, уделите несколько минут подведению итогов — вместе с коллегой. Вы ведь по-разному видите и слышите, это поможет вам собрать больше информации. Грамотные выводы охватывают следующие моменты:

— Больные места. У каждого человека на собрании есть свои уязвимые точки, перечислим их. Мы сумели

грамотно сформулировать эти моменты и обсудить их? У всех одинаковые больные места или разные?

— Злободневные темы. Перечислим возражения и проблемы, которые люди назвали, услышав сказанное

нами на собрании. Мы разобрались с ними? Что нам делать дальше?

— Роли. Кто какую роль играл на собрании? Кто на самом деле принимает решения? У присутствующих

общие интересы и приоритеты или нет?

— Язык тела. Что он говорил о том, как люди относятся к темам, которые мы обсуждали?

— Наше собственное поведение. Как мы справились? Что мы можем сделать лучше на индивидуальном

и командном уровне? Как лучше распределить ответственность в следующий раз?

— Дальнейшие шаги. Что будет дальше и кто этим займется?

Умение слушать – полезный навык для тех, кто умеет им пользоваться

УПРАЖНЕНИЕ «УМЕНИЕ СЛУШАТЬ»

Попробуйте использовать парафраз в ролевой игре с коллегой. Пусть ваш коллега выскажется, затем вы резюмируете сказанное: «То есть ты хочешь сказать, что...» или «Резюмируя твои слова,...». 

Составьте список открытых и закрытых вопросов, которые можно задать в разных ситуациях. 

Для начала обратите внимание, какие вопросы задают другие люди и насколько продуктивны ответы на них.

Проверьте свое умение слушать и проанализируйте собрание вместе с коллегой, который тоже на нем присутствовал:

* Кто что сказал? (Кто поддержал предложение? Кто был против? Почему?)

* Как люди реагировали на разных этапах (не только слова, но и язык тела)?

* Что вы узнали о планах и приоритетах каждого участника собрания?

Снимите себя на видео и особое внимание обратите на вопросы. 

Составьте таблицу из двух колонок. С одной стороны отметьте количество открытых вопросов, которые вы задали. 

С другой стороны — отметьте количество закрытых вопросов. Какие ответы получились?