Через Воркуту и Хальмер-Ю к леднику Романтиков
На мотоцикле, в одиночку и с группой, Александр Пазуха из Миасса много где путешествовал. В числе самых интересных регионов — Памир, плато Мангистау, Пермский край, Кольский полуостров и, конечно, Полярный Урал. Последний регион путешественник посетил в августе-сентябре этого года, о чем уже успел рассказать корреспонденту GoArctic.
От Салехарда до Харбея
Утром 16 августа Александр, оставив позади сотни километров по Южному, Среднему и Северному Уралу, загрузился на паром в поселке Приобье. Под «Прощание славянки» паром отправился в круиз к полярному кругу. Днем позже на горизонте показались очертания гор, и вскоре судно пришвартовалось в порту Салехарда. Здесь наш герой купил 34 литра бензина по самой дешевой на маршруте цене (46 рублей за литр) и на пароме переправился на другую сторону Оби, в Лабытнанги. Следующий населенный пункт — Воркута.
До Воркуты Александр добирался, конечно же, не прямым путем. Начал с Нефритовой долины, где пока идет только разведка драгоценного камня, пересек реку Собь и поехал до одноименной железнодорожной станции. «Местные эндуристы, — говорит путешественник, — заскакивают прямо на шпалы, набирают 60−70 км/ч и едут как по асфальту. Главное поезд во время заметить… Я поехал на станцию старой дорогой, вернее тем, что от нее осталось, и оказался в заболоченной низине. Пришлось рубиться к шпалам — сквозь ивняк и полуметровые болотные кочки».
Заброшенный поселок Харбей возник как лагерь при молибденовом руднике. Говорят, добычу для военных нужд организовывали в такой спешке, что пока не построили дорогу к руднику, заключенные носили концентрат в рюкзаках до Воркуты… Позже построенная дорога неплохо сохранилась, за исключением деревянных мостов. По этой дороге перегоняют оленей ханты и поехал наш герой.
«На дороге попал в ловушку, — вспоминает Александр, — проехав больше ста километров, увидел лужу с голубоватым песочком. Мне бы объехать ее по краю, а я на ходу влетел в самый центр. Лужа сказала «хлюп» и присосала мопед. Газанул и заднее колесо окончательно скрылось из виду. Попытался толкать — не тут-то было, ноги засасывает зыбкая субстанция. Высвободился, когда уже темнеть начало. Забавная субстанция в этой луже — песчаная, щедро сдобренная блестками слюды. Так что я был не только по уши грязный, но и блестящий».
Мимо хантов к Воркуте
Несколько раз Александр встречал на маршруте стоянки хантов. «Интересно, что женщины каждый день носят национальный костюм, — делится впечатлениями от общения с ними путешественник, — предлагали купить мясо и почему-то тапочки. Всё имущество даже летом перевозят оленями на нартах, хотя техника тоже в наличии. Пытался приобрести у хантов бензин и (о чудо!) они согласились. А так обычно топливо получал по предварительной договоренности от водителей, забрасывающих туристов в горы».
Избегая прямого пути до Воркуты, Александр в первых числах сентября заехал в заброшенный поселок Полярный. Когда-то крупнейшая база геологов теперь он выглядит как декорации к апокалиптическому фильму. По проекту «Чистая Арктика» поселок демонтируется руками волонтеров. В числе прочих сносу подлежит здание кернохранилища. С болью в сердце один из геологов, продолжающих работать в Полярном, рассказал Александру на камеру о том, какая это будет огромная утрата для геологии Полярного и Приполярного Урала. Рассказ можно посмотреть здесь.
От жилого поселка Елецкий Александр хотел проехать до высшей точки Полярного Урала, — горы Пай-Ер, — и дальше до Пятиречья. Но погода заставила его отказаться от этих планов. По «дороге», сочетающей в себе все виды местных покрытий, включая моховые болота, путешественник взял курс на Воркуту. Вопреки общему мнению город Александру понравился. «Воркута сохранила дух минувшей эпохи, — рассказывает он, — та же архитектура в стиле сталинского ампира не забита новостройками, сохранились памятники, вывески и даже витрины».
10 сентября Александр выехал из Воркуты в сторону дома и в тот же день сломался. «Ехал по насыпи бывшей железной дороги, — вспоминает путешественник, — нырнул в одну из многочисленных луж и все, мопед заглох. Причина поломки оказалась до смешного обидной — кусочек герметика, которым я недавно чинил прокладку поплавковой камеры. Прокладка позже была заменена, но кусочек герметика оказался-таки в поплавковой камере и плавал там, поджидая удобного случая. Странно, что не дождался дождя, ночи и глухой тундры. А так вернулся в Воркуту и в ближайшем автосервисе привел мопед в порядок».
Через Хальмер-Ю к леднику Романтиков
На обратном пути Александр очень хотел попасть в поселок-призрак Хальмер-Ю — тот самый, который после закрытия угольной шахты превратили в полигон для бомбометаний. И надо же было случиться, что именно в его приезд зону вокруг поселка объявили закрытой. Не доезжая до Хальмер-Ю, Александр, по его собственному выражению, «перепрыгнул» на газпромовскую трассу, идущую до самого Карского моря, и по ней выдвинулся в сторону Константинова Камня — самой северной вершины Урала.
До Карского моря всего 50 километров, но на побережье нельзя. Для этого нужно было сильно заранее оформить разрешения у пограничников и «Газпрома». В качестве компенсации Александр решил прощупать путь на Ямал горами, однако непроходимый рельеф заставил его отказаться и от этой затеи. На юг путешественник ехал без спешки — рассчитывал на завершение учений в Хальмер-Ю. Сам по себе разбомбленный поселок не интересен, но только через него можно попасть на живописный хребет Пембой и водопад на одноименной с поселком реке.
«При подъезде к Хальмер-Ю ни постов, ни предупредительных знаков, — вспоминает путешественник, — совершенно спокойно заехал в поселок. Глушу мотор, и вдруг посреди руин раздается стрельба. От греха подальше быстро смылся в сторону водопада. Здесь тоже незадача — сам водопад я обозначил в навигаторе неправильно, а потому никак не мог его найти. А уже смеркалось. Если с утра полигон закроют, я еще долго отсюда не выберусь. Короче, решил и водопад оставить на будущее».
12 сентября Александр попробовал новым путем пересечь Полярный Урал. Он вернулся к Воркуте, а точнее к водозабору на реке Уса. Большую часть широкого русла проехал без проблем, а вот основную струю решил преодолеть с помощью пакрафта, который путешественник весь маршрут вез с собой. Пока возился с ней и солнце село. «Утро началось с переправы, — продолжает Александр, — чтобы в случае неудачи было где согреться, лагерь не сворачивал. Лодка себя полностью оправдала. Далее до уже знакомого по первой части маршрута озера Эсто-То шла уверенная глинистая дорожка».
Закольцевал маршрут по Полярному Уралу Александр на леднике Романтиков. Сам ледник красив, но из-за активного таяния, видимо, скоро исчезнет. Как бы в подтверждение этого прогноза, от ледника в тот день откололся приличный кусок. Впереди у путешественника вновь Северный Урал, красоты которого лежат вне географических рамок нашего портала.
***
Автор: Алексей Егоров, специально для GoArctic