Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу, как организации внести изменения в ЕГРЮЛ при изменении устава.
Гражданским кодексом РФ установлено, что все юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов.
Устав любой организации, кроме хозяйственного товарищества и государственной корпорации является учредительным документом.
Изменения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации. Для коммерческих организаций государственную регистрацию устава осуществляет налоговая служба, а для некоммерческих организаций Минюст России.
По общему правилу, после государственной регистрации Минюстом России устава некоммерческой организации, обращаться в налоговую службу для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ не нужно. Внесение изменений в ЕГРЮЛ требуется только при изменении учредителей (участников) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций.
При внесении изменений, дополнений или принятия устава коммерческой организации, необходимо обратиться в налоговый орган для государственной регистрации изменений учредительного документа.
Порядок внесения изменений в учредительные документы и последующее внесение изменений в ЕГРЮЛ регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Статьей 17 указанного выше Закона № 129-ФЗ установлено, что, для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий представляются:
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р13014. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;
2) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
3) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;
4) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 3 Закона № 129-ФЗ за государственную регистрацию, в том числе в связи с изменениями вносимых в учредительные документы уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Подпунктами 1 и 3 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ установлен размер государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, который составляет 800 рублей.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц в соответствующей форме.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Статьей 5 Закона № 129-ФЗ предусмотрены сведения, которые должны быть указаны в ЕГРЮЛ о юридическом лице.
К таким сведения относятся: наименование организации; адрес; организационно-правовая форма; способ образования (создание или реорганизация); сведения об учредителях или участниках; сведения о филиалах и представительствах и т.д.
В случае изменения таких сведений, необходимо сообщить об этом в налоговый орган в течение семи рабочих дней.
Порядок представления документов в налоговый орган определен статьей 9 Закона № 129-ФЗ.
Так, в налоговый орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр, направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
Необходимое для государственной регистрации заявление представляется в регистрирующий орган по форме № Р13014, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении не требуется в случае направления документов в регистрирующий орган, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Пунктом 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ установлен перечень лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации изменений, в частности:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
При государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества с ограниченной ответственностью и единый государственный реестр юридических лиц в связи с увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью во исполнение договора конвертируемого займа, заявителем является нотариус, которому поступило соответствующее требование займодавца по указанному договору (п. 1.3-1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, налоговый орган отказывает в государственной регистрации вносимых изменений.
После устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации изменений, заявитель вправе в течение трех месяцев со дня принятия решения налоговым органом об отказе в регистрации изменений, если такое решение не было отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые документы без повторной уплаты госпошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием решения об отказе государственной регистрации изменений.
Также стоит учитывать, что заинтересованные лица вправе обратиться в налоговый орган с письменным возражением относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме Р38001.
При принятии налоговым органом положительного решения о государственной регистрации изменений, соответствующая запись вносится в ЕГРЮЛ.
По общему правилу государственная регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в связи с изменением учредительных документов, совершается налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня представления документов (ст. 8 Закона № 129-ФЗ).
Документы, связанные с государственной регистрацией, а именно документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица или изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, с отметкой регистрирующего органа, направляются регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган (п. 3 ст. 10 Закона № 129-ФЗ).
При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленные регистрирующим органом на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией.
Статьей 25.1 Закона № 129-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Статьей 25.2 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что решение налогового органа может быть обжаловано в административном или судебном порядке.
Для оказания юридических услуг, мои контакты указаны в визитке страницы.
Также рекомендую статьи:
Каковы особенности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, рассматриваемых в Арбитражном суде?
Как добровольно ликвидируется ООО, отнесенное к субъекту малого или среднего предпринимательства?
Как ликвидируется ООО в добровольном порядке?
В каком порядке исключается недействующее ООО из ЕГРЮЛ?
Какие последствия для учредителя ООО влечет исключение недействующего ООО из ЕГРЮЛ?
Когда решение суда, вынесенное Арбитражным судом, вступает в законную силу?
Порядок направления судебных извещений в арбитражном процессе.
Какие причины пропуска процессуальных сроков являются уважительным в арбитражном процессе?
Образец заявления о выдаче исполнительного листа по гражданскому делу
Как подать кассационную жалобу в Арбитражный суд округа на решение Арбитражного суда первой инстанции?
Как обжаловать постановление Арбитражного суда округа в Верховный Суд РФ?
Как подать жалобу Председателю Верховного Суда РФ по АПК РФ?
Как подать возражение на апелляционную жалобу в арбитражном процессе?
В каком порядке происходит взыскание судебных расходов в Арбитражном суде?
Как заполняется заявление о регистрации изменений, внесенных в устав организации?
Как провести общее собрание в организации?
Как исправляются технические ошибки в постановлении по делу об административном правонарушении?
Как изменить наименование организации?
Как руководителю организации уволиться по собственному желанию?
Можно ли убрать юридический адрес чужой фирмы со своего объекта недвижимости?
Можно ли предъявить иск к филиалу в гражданском процессе?
Когда заказчик может отказаться от исполнения договора подряда?
Ответственность за неуплату налога на прибыль налогоплательщиком
Особенности купли-продажи сайта.
Особенности продажи готового бизнеса.
Что делать организации, если поставщик поставил не тот товар, купленный в розницу?
Оплата доли в уставном капитале ООО
Доначисление налога по показаниям свидетелей.
Как определяется стоимость доли в уставном капитале ООО?
Залог доли в уставном капитале ООО.
Образцы юридических документов в этой подборке.
Текст настоящей статьи является авторским. Допускается использование текста только с указанием ссылки на данную страницу. Нарушение данного требования будет вести к ответственности предусмотренной действующим законодательством.