На заводе «АвтоВАЗа» в Ижевске начался выпуск электромобилей семейства Lada e-Largus . В этом семействе будут пассажирские и коммерческие универсалы. Планируется выпустить модификации с разными батареями и разной грузоподъемностью.
О первом электромобиле «АвтоВАЗа» говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Для большинства покупателей важно то, что опытная сборка идет и бензиновых, и электрических «Ларгусов», то есть они сейчас идут по конвейеру вперемешку. Машин пока немного: до конца года должны собрать около 30 электрических машин и сколько-то соберут бензиновых. Если говорить именно про электромобили, то прелесть этой машины в том, что ее не нужно было создавать заново. Поскольку есть Largus, это высоколокализованный автомобиль, он не на 100% был локализован, но тем не менее есть кузов, есть элементы интерьера, есть подвеска, шасси и так далее. То есть нужно было фактически только подобрать электрическую начинку для этой модели. Это и было сделано. Не все, конечно, локализовано из электрической части тоже, хотя один из главных элементов — батарея — поставляется российской компанией из Петербурга. Сама батарея, если мы в нее внутрь заглянем, тоже не локализована на 100%, потому что главная проблема для всего нашего электротранспорта — это, собственно, ячейки, накопительные элементы, которые мы закупаем, ну, понятно, где: в Китае. Но система термостатирования, система управления батареи — это российское производство, в том числе программное обеспечение. А многие другие компоненты, к сожалению, покупные. Например, один из других главных компонентов — это синхронный электродвигатель постоянного тока на постоянных магнитах. Китайский, естественно. Можем ли мы делать сами электромоторы? Да, можем, но пока их нет, поэтому закупаем в Китае. Еще принципиальное отличие — это панель приборов, она у электромобиля совершенно другая, цифровая, очень красивая. Это опытное производство, поэтому ни бензиновые машины, ни электромобили, которые сейчас собираются, не пойдут в продажу. Это машины для отладки технологий, для испытаний, для последующей сертификации и так далее. Серийное производство и бензиновых машин, и электрических начнется только в мае. Максим Соколов, глава «АвтоВАЗа», поведал мне, что план на следующий год — около 30 тысяч автомобилей, из которых, возможно, около 10% составит электромобиль. О ценах сейчас говорить бесполезно, потому что непонятно, каким будет курс рубля к основным валютам, в том числе и к юаню, поскольку есть импортная составляющая, какой будет господдержка, что будет с ключевой ставкой и так далее».
О перспективах электрокаров «АвтоВАЗа» радиостанция Business FM спросила автоэксперта Артема Бобцова:
Артем Бобцов автоэксперт «Коммерческий транспорт, конечно, хотел бы весь прийти на электротягу, потому что основная затрата в коммерческом транспорте — топливо. В этом плане, конечно, может быть глобальная экономия, и все заказчики были бы счастливы, если бы могли ездить на электромобилях. Но, во-первых, инфраструктура в РФ по-прежнему хромает, в России недостаточно зарядных станций. Во-вторых, подобные машины, как показывает мировой опыт, могут использовать столько внутри города для доставок на короткие расстояния. Ну и, соответственно, если эта машина получается сильно дороже бензиновой, то никакой экономии на топливе в обозримой перспективе не происходит. В этой связи, конечно, надо дождаться точных технических характеристик Lada e-Largus, но думаю, что вряд ли запас хода будет больше 250-100 километров, — это усредненный мировой стандарт. Это делает его достаточно ограниченным в использовании по городу. Но это хоть что-то, хоть где-то в электротематике мы начинаем идти более или менее в ногу со временем, потому что до этого в России производство собственных электрокаров как таковое отсутствовало».
Серийное производство Lada e-Largus планируется начать в мае следующего года. Тогда же собираются возобновить выпуск стандартных Lada Largus с бензиновыми двигателями.