Продолжение серии статей, посвящённых 90-летию московского троллейбуса.
Совершенствование конструкции ярославских троллейбусов продолжалось. Одним из их главных недостатков был деревянный кузов, тяжёлый и недолговечный. Техническим отделом Ярославского автомобильного завода в конструкцию троллейбуса были внесены изменения: облегчен вес на 500 кг, изменена конструкция крыши, двери кабины водителя, увеличено число мест для пассажиров. Конструкция окон сделана опускающейся, как в трамвае.
В феврале 1938 года в 1-й троллейбусный парк столицы поступил опытный троллейбус, получивший название ЯТБ-4 и московский инвентарный номер 375.
Серийное производство троллейбусов ЯТБ-4 взамен ЯТБ-2 началось в январе 1939 года. 19 февраля 1939 года в Москву прибыл первый серийный ЯТБ-4, как и предыдущие модели, ЯТБ-2, окрашенный в бело-голубую палитру. Он поступил во 2-й троллейбусный парк и вышел на маршрут №5. Инвентарные номера серийных московских ЯТБ-4 стали присваивать с №600.
10 марта 1939 года в Москву поступили ещё два ЯТБ-4, №№601 и 602, которые также поступили во 2-й парк и вышли на маршрут №5.
Внешне ЯТБ-4 отличались от ЯТБ-2 отсутствием ящика высоковольтного оборудования на крыше. Начиная с №641 в конструкцию кузова стали внедрять бампера, состоящие из двух никелированных металлических полос.
Окончательно на новый тип бампера перешли с машины московский инвентарный №659.
По мере расширения троллейбусного хозяйства Москвы в октябре 1937 г. в районе Кутузовской слободы началось строительство третьего троллейбусного парка на 160 машин. Сроки сдачи объекта постоянно передвигали: 1 января 1938 г., 1 июля 1939 г., 1 октября 1939 г., 1 мая 1940 г. Фактически в последние дни июля трест Электротрансстрой приступил к установке мачт и навеске контактной сети от Кутузовской слободы до нового парка протяжённостью 2 километра. В это время в строящийся парк поступили с завода в Ярославле 10 новых троллейбусов ЯТБ-4.
Отделочные работы в 3-м парке закончились в августе 1940 г., к октябрю вокруг парка была заасфальтирована площадь 1,5 га.
Вечером 1 ноября 1940 года председатель Киевского райисполкома Москвы тов. Афанасьев перерезал торжественную ленточку, и из 3-го троллейбусного парка торжественно вышли первые троллейбусы. В постоянную эксплуатацию третий троллейбусный парк столицы открылся 2 ноября 1940 года.
Новому парку передали маршруты №№3, 4, 7. В 1941 году новые маршруты №№15 и 16 также были приписаны к троллейбусному парку №3.
Троллейбусы ЯТБ-4 строились серийно в 1939 – 1940 г. По состоянию на 1 января 1941 года в Москве числилось на инвентаре 123 ЯТБ-4 №№375, 600-699, 702-708, 710-725. Номера 700, 701 и 709 занимали первые ЯТБ-4А.
ЯТБ-4 с завода поступали в 1-й и 2-й парки. Но больше всего их работало в 3-м троллейбусном парке.
С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года в город Куйбышев (ныне Самара) были эвакуированы 105 московских троллейбусов ЯТБ-1, -2, -4, -4А. При этом в марте 1943 года в Москву вернулись только 50 ЯТБ-4 и ЯТБ-4А. 22 троллейбуса ЯТБ-4 эвакуированной партии передали из Куйбышева в Свердловск (ныне Екатеринбург), где открыли движение в городе 17 октября 1943 года.
По решению Моссовета от 31 июля 1945 года авиазавод №82 Наркомата авиационной промышленности в Тушино начал производственно-восстановительный ремонт троллейбусов ЯТБ-4А, возвращённых из города Куйбышева и КВР ЯТБ-4 с заменой кузова от более современного ЯТБ-4А. При смене кузова менялись и инвентарные номера троллейбусов: восстановленным ЯТБ-4, которым устанавливали кузов ЯТБ-4А, присваивались номера из разряда ЯТБ-4А, о чём пойдёт речь в следующей статье. В 1945 году завод №82 отремонтировал 70 троллейбусов ЯТБ-4 и ЯТБ-4А.
По состоянию на 1 января 1946 года в Москве на балансе трёх троллейбусных парков числилось 101 ЯТБ-4 (22 машины остались в Свердловске).
В 1946 году заводом №82 восстановлено ещё 30 машин ЯТБ-4 и -4А.
В течение 1948 года с инвентаря Мостроллейбуса списали 37 ЯТБ-4, и 33 переделали в ЯТБ-4А. После этого на 1 января 1949 года на балансе трёх троллейбусных парков осталось 15 ЯТБ-4. Последний ЯТБ-4 в Москве был списан в 1949 году.
Статья написана по материалам и при консультативной помощи Сергея Анатольевича Тархова ©, за что ему огромное спасибо.
Предыдущие статьи цикла:
Троллейбус имени Лазаря Кагановича
Первый отечественный трёхосный троллейбус
Канал в Телеграм Всё, что движется от восьми авторов Дзена, пишущих на транспортную тематику.
Спасибо за внимание.