Найти тему
История транспорта

Троллейбус имени Лазаря Кагановича

15 ноября 2023 года московский троллейбус отметил бы свой 90-летний юбилей. К этой дате я начинаю публиковать историю троллейбусов, оставивших наиболее яркий след на московских улицах. Начну, как и полагается, с самой первой модели.

В 11 часов 15 минут 15 ноября 1933 года первый троллейбус вышел из гаража, находящегося во Всехсвятском (современный район метро «Сокол»). На передней стороне троллейбуса была приделана никелированная дощечка с надписью: «Подарок XVI годовщине Октября от рабочих, инженерно-технических работников и служащих Автозавода имени Сталина, завода «Динамо», Ярославского завода и НАТИ».

Троллейбус ЛК инвентарный номер 2 в день открытия троллейбусной линии в Москве 15 ноября 1933 г. Под номером 2 хорошо видна никелированная табличка с приветствием 16-й годовщине Октябрьской революции. Источник: transphoto.org (Дополнение к этой фотографии от 17.11.2023 г. Александр Евгеньевич Шанин, прочитав данную статью, написал: "Подпись под первой фотографией содержит ошибку. Это фотография из серии, сделанной Анатолием Егоровым накануне официального открытия движения. Фотографии были сделаны из пробного рейса. Я печатал эту плёнку с разрешения автора для себя и своих товарищей. Потом эти снимки разошлись по Сети".  Я не стал исправлять первоначальную подпись, просто ниже привёл правильный вариант.)
Троллейбус ЛК инвентарный номер 2 в день открытия троллейбусной линии в Москве 15 ноября 1933 г. Под номером 2 хорошо видна никелированная табличка с приветствием 16-й годовщине Октябрьской революции. Источник: transphoto.org (Дополнение к этой фотографии от 17.11.2023 г. Александр Евгеньевич Шанин, прочитав данную статью, написал: "Подпись под первой фотографией содержит ошибку. Это фотография из серии, сделанной Анатолием Егоровым накануне официального открытия движения. Фотографии были сделаны из пробного рейса. Я печатал эту плёнку с разрешения автора для себя и своих товарищей. Потом эти снимки разошлись по Сети". Я не стал исправлять первоначальную подпись, просто ниже привёл правильный вариант.)

На момент открытия линии в гараже было два троллейбуса, получивших название ЛК – в честь члена Политбюро ЦК ВКП(б) Лазаря Моисеевича Кагановича, по ходатайству которого была принято решение о строительстве и развитии в Москве троллейбусного хозяйства. Первые троллейбусы строили «вскладчину» несколько заводов. Ярославский автомобильный завод построил раму и шасси, электрооборудование – завод «Динамо». Кузов и окончательная сборка производились в Москве на заводе имени Сталина (с 1957 г. – ЗИЛ). Внутри кузова было предусмотрено электрическое отопление, багажные полки, вытяжная вентиляция.

Первый троллейбус был построен в ночь с 31 октября на 1 ноября 1933 года. Как писала газета «Вечерняя Москва» в номере от 3 ноября 1933 года: «Кузов троллейбуса окрашивался в тёмно-голубой цвет с оранжевой обводкой и верхом. Выглядывающие из-под кузова колёса также окрашены в оранжевый цвет. Окна зеркальные».

Первый построенный ЛК, начало ноября 1933 г. Фото из открытых источников.
Первый построенный ЛК, начало ноября 1933 г. Фото из открытых источников.

Первая троллейбусная линия пролегла от Белорусского вокзала до посёлка Коптево. График движения был установлен с 7 до 22 часов.

По плану Мострамвайтрест (позже из него выделили самостоятельный трест – Мостроллейбус) должен был получить с завода к 1 января 1934 г. 10 машин. А ещё 30 должны были поступить к 1 апреля 1934 г. Уже в начале 1934 года началось строительство второй линии на участке об Белорусско-Балтийского вокзала до площади Революции. Соединившись с уже действующей трассой, общий путь составил 10,5 км. Пассажирское движение на удлиненной линии отрылось в 14 часов 15 января 1934 года.

Открытие продлённой троллейбусной линии от площади Революции, 15 января 1934 г. Фото Б. Кудоярова.
Открытие продлённой троллейбусной линии от площади Революции, 15 января 1934 г. Фото Б. Кудоярова.

Новые московские троллейбусы заработали на линии в течение января – февраля 1934 г. (№5 – 21 января, №№6,7,8 – 2 февраля, 9 – 3 февраля).

В начале мая 1934 года на 10-м километре Ленинградского шоссе начались работы по строительству гаража троллейбусов, рассчитанного на 66 стоянок и 30 мест для ремонта машин. Первая очередь гаража, который позже стал троллейбусным парком №1, открылась 9 марта 1935 года.

К середине августа 1934 г. в Москве было работал уже 23 троллейбуса и заканчивалось строительство ещё 9 машин.

В ноябре 1934 года, накануне первой годовщины работы троллейбуса в Москве, началось строительство линии от площади революции по улицам Моховой, Коминтерна, Арбат до Дорогомиловской заставы. Эта линия получила название «линия 2», а линией 1 стали считать линию от Всехсвятского до площади Революции.

Открытие второй линии (Арбат – пл. Революции) с семью остановками состоялось 10 декабря 1934 года в 7 часов утра. На линии стало работать 9 троллейбусов марки ЛК.

Троллейбус ЛК-4 №42 следует маршрутом №2 по улице Арбат, 1937 г. Фото: Я.А. Бродский, источник goskatalog.ru
Троллейбус ЛК-4 №42 следует маршрутом №2 по улице Арбат, 1937 г. Фото: Я.А. Бродский, источник goskatalog.ru

В октябре 1935 года началась электрификация линии по улицам 1-я Мещанская, мимо Колхозной площади по Садово-Самотёчной улице, Цветному бульвару, Трубной площади, Неглинной улице, Рахмановскому переулку, Петровке до площади Свердлова. Этот участок объединили с линией 2. Движение по удлинённому маршруту началось 12 ноября 1935 года.

Троллейбус ЛК-4 №49 на продлённой линии №2 на площади Крестовской Заставы, 1937 г. Источник фото: goskatalog.ru.
Троллейбус ЛК-4 №49 на продлённой линии №2 на площади Крестовской Заставы, 1937 г. Источник фото: goskatalog.ru.

Всего с 1933 по 1935 гг. Москва получила 68 троллейбусов, в том числе один трёхосный троллейбус ЛК-3, о котором речь впереди.

Судьба троллейбусов «Лазарь Каганович» в Москве сложилась следующим образом: две машины в ноябре 1935 года передали в город Киев. Первые списания этой модели произошли уже 5 ноября 1936 года, когда были исключены из инвентаря машины ЛК-4 №15 и 23. В 1937 году было списано ещё 9 троллейбусов ЛК, и к 1 января 1938 года их осталось 55. Массовое исключение ЛК из пассажирской эксплуатации в Москве происходило в период 1938 – 1939 гг. К 1 января 1940 года машины типа ЛК в Москве с пассажирами уже не работали. Много этих троллейбусов было переделано для хозяйственных нужд, а машина №53, переоборудованная 15 марта 1941 года в лабораторию проверки контактной сети, прослужила вплоть до конца Великой Отечественной войны.

ЛК-4 №58 последних выпусков на площади Белорусского вокзала, 1938 г. Скан из газеты «Московский транспортник». Фото: Н. Виноградский. источник - pastvu.com
ЛК-4 №58 последних выпусков на площади Белорусского вокзала, 1938 г. Скан из газеты «Московский транспортник». Фото: Н. Виноградский. источник - pastvu.com

Спасибо за внимание.