15 ноября 2023 года московский троллейбус отметил бы свой 90-летний юбилей. К этой дате я начинаю публиковать историю троллейбусов, оставивших наиболее яркий след на московских улицах. Начну, как и полагается, с самой первой модели.
В 11 часов 15 минут 15 ноября 1933 года первый троллейбус вышел из гаража, находящегося во Всехсвятском (современный район метро «Сокол»). На передней стороне троллейбуса была приделана никелированная дощечка с надписью: «Подарок XVI годовщине Октября от рабочих, инженерно-технических работников и служащих Автозавода имени Сталина, завода «Динамо», Ярославского завода и НАТИ».
На момент открытия линии в гараже было два троллейбуса, получивших название ЛК – в честь члена Политбюро ЦК ВКП(б) Лазаря Моисеевича Кагановича, по ходатайству которого была принято решение о строительстве и развитии в Москве троллейбусного хозяйства. Первые троллейбусы строили «вскладчину» несколько заводов. Ярославский автомобильный завод построил раму и шасси, электрооборудование – завод «Динамо». Кузов и окончательная сборка производились в Москве на заводе имени Сталина (с 1957 г. – ЗИЛ). Внутри кузова было предусмотрено электрическое отопление, багажные полки, вытяжная вентиляция.
Первый троллейбус был построен в ночь с 31 октября на 1 ноября 1933 года. Как писала газета «Вечерняя Москва» в номере от 3 ноября 1933 года: «Кузов троллейбуса окрашивался в тёмно-голубой цвет с оранжевой обводкой и верхом. Выглядывающие из-под кузова колёса также окрашены в оранжевый цвет. Окна зеркальные».
Первая троллейбусная линия пролегла от Белорусского вокзала до посёлка Коптево. График движения был установлен с 7 до 22 часов.
По плану Мострамвайтрест (позже из него выделили самостоятельный трест – Мостроллейбус) должен был получить с завода к 1 января 1934 г. 10 машин. А ещё 30 должны были поступить к 1 апреля 1934 г. Уже в начале 1934 года началось строительство второй линии на участке об Белорусско-Балтийского вокзала до площади Революции. Соединившись с уже действующей трассой, общий путь составил 10,5 км. Пассажирское движение на удлиненной линии отрылось в 14 часов 15 января 1934 года.
Новые московские троллейбусы заработали на линии в течение января – февраля 1934 г. (№5 – 21 января, №№6,7,8 – 2 февраля, 9 – 3 февраля).
В начале мая 1934 года на 10-м километре Ленинградского шоссе начались работы по строительству гаража троллейбусов, рассчитанного на 66 стоянок и 30 мест для ремонта машин. Первая очередь гаража, который позже стал троллейбусным парком №1, открылась 9 марта 1935 года.
К середине августа 1934 г. в Москве было работал уже 23 троллейбуса и заканчивалось строительство ещё 9 машин.
В ноябре 1934 года, накануне первой годовщины работы троллейбуса в Москве, началось строительство линии от площади революции по улицам Моховой, Коминтерна, Арбат до Дорогомиловской заставы. Эта линия получила название «линия 2», а линией 1 стали считать линию от Всехсвятского до площади Революции.
Открытие второй линии (Арбат – пл. Революции) с семью остановками состоялось 10 декабря 1934 года в 7 часов утра. На линии стало работать 9 троллейбусов марки ЛК.
В октябре 1935 года началась электрификация линии по улицам 1-я Мещанская, мимо Колхозной площади по Садово-Самотёчной улице, Цветному бульвару, Трубной площади, Неглинной улице, Рахмановскому переулку, Петровке до площади Свердлова. Этот участок объединили с линией 2. Движение по удлинённому маршруту началось 12 ноября 1935 года.
Всего с 1933 по 1935 гг. Москва получила 68 троллейбусов, в том числе один трёхосный троллейбус ЛК-3, о котором речь впереди.
Судьба троллейбусов «Лазарь Каганович» в Москве сложилась следующим образом: две машины в ноябре 1935 года передали в город Киев. Первые списания этой модели произошли уже 5 ноября 1936 года, когда были исключены из инвентаря машины ЛК-4 №15 и 23. В 1937 году было списано ещё 9 троллейбусов ЛК, и к 1 января 1938 года их осталось 55. Массовое исключение ЛК из пассажирской эксплуатации в Москве происходило в период 1938 – 1939 гг. К 1 января 1940 года машины типа ЛК в Москве с пассажирами уже не работали. Много этих троллейбусов было переделано для хозяйственных нужд, а машина №53, переоборудованная 15 марта 1941 года в лабораторию проверки контактной сети, прослужила вплоть до конца Великой Отечественной войны.
Спасибо за внимание.