Найти тему
История транспорта

Троллейбусы ЯТБ-2 в Москве

Продолжение цикла статей к юбилею московского троллейбуса. Ссылки на предыдущие материалы приведены в конце этой статьи.

Троллейбус ЯТБ-1 имел ряд конструктивных недостатков. Опыт эксплуатации этих троллейбусов показал, что электрическая высоковольтная аппаратура, размещённая в передней части кузова, подвергалась воздействию атмосферных осадков и грязи. Передняя ось была перегружена, а рулевой механизм не имел усилителей. И, если учесть, что вес троллейбуса с пассажирами, набившимися в него «под завязку», достигал 13 тонн, то нетрудно было понять, как нелегко приходилось водителям крутить «баранку». Поэтому изменения в конструкцию ярославского троллейбуса стали вносить уже на следующий год после начала его производства.

19 июля 1937 г. в Москву на испытания из Ярославля прибыл опытный троллейбус усовершенствованной конструкции – ЯТБ-2, оборудованный отдельной кабиной водителя, дверью в кабину водителя с левой стороны кузова, модернизированным рулевым управлением, с измененной тормозной и пневматической системой. Часть электрооборудования перенесли из передка. Внешне, помимо двери в кабину водителя, ЯТБ-2 отличался от ЯТБ-1 отсутствием окошка номера маршрута на лбу, на лобовых дверях отсека электрооборудования отсутствовали вентиляционные решётки, не было выпирающего бампера (вместо него просто была привинчена металлическая хромированная полоска по низу передней и задней частей кузова), реостаты перенесли с крыши, отчего «крышевой» ящик высоковольтного оборудования стал другой формы и размера. Изменилась и заводская схема окраски троллейбусов. Теперь машины были выкрашены в голубой цвет с белой крышей и белой подоконной полосой, переходящей на заднюю часть кузова.

Троллейбус ЯТБ-2 в заводской бело-голубой схеме окраски, 1939 г.
Троллейбус ЯТБ-2 в заводской бело-голубой схеме окраски, 1939 г.

Новый ЯТБ-2 поступил в троллейбусный парк №2 для опытной эксплуатации на маршруте №2.

В конце марта 1938 года во 2-й троллейбусный парк поступает второй ЯТБ-2, который также выходит на маршрут №2.

По результатам испытаний ЯТБ-2 показал себя хорошо. И серийное производство этих троллейбусов развернулось летом 1938 года. 1 августа из Ярославля в Столицу прибыли сразу 45 новеньких ЯТБ-2. Большинство машин этой модели поступали на баланс троллейбусного парка №2, где выходили на маршруты №№2, 4, 9 и 12. Последний, 12-й маршрут, связывал центр города с недавно открывшейся Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставкой (ныне ВДНХ).

ЯТБ-2 бело-голубой окраски с серой крышей троллейбусного парка №2 маршрута №4. Кадр из фильма «Сердца четырёх» Мосфильм, 1940 г. Из задней двери троллейбуса выходит актриса Л. Целиковская, на мотоцикле – артист Е. Самойлов.
ЯТБ-2 бело-голубой окраски с серой крышей троллейбусного парка №2 маршрута №4. Кадр из фильма «Сердца четырёх» Мосфильм, 1940 г. Из задней двери троллейбуса выходит актриса Л. Целиковская, на мотоцикле – артист Е. Самойлов.

Троллейбусы ЯТБ-2 выпускались в 1938 – 1939 гг. и уступили на конвейере место более современной модели ЯТБ-4. За это время с завода в столицу пришло 119 машин модели ЯТБ-2. Они продолжили номерной ряд троллейбусов ЯТБ-1. Два номера опытных машин 1937 и весны 1938 г. мне пока неизвестны. В Москве ЯТБ-2 работали в 1-м и 2-м троллейбусных парках.

Во время Великой Отечественной войны некоторое количество ЯТБ-2 было переделано в грузовые. 27 июня 1942 г. Мостроллейбус отправил в город Челябинск 10 ЯТБ-2, которые 22 ноября 1942 года открыли троллейбусное движение в этом городе.

15 троллейбусов ЯТБ-2 в 1942 г. оказались в городе Куйбышеве, где также зачислены на местный баланс и с 7 ноября 1942 г. стали работать на улицах города.

25 ЯТБ-2 в конце 1945 года отправили на капитальный ремонт, после чего 5 января 1946 года их передали в Варшаву в качестве подарка советского правительства для восстановления коммунального хозяйства города.

Троллейбусы ЯТБ-2 на железнодорожных платформах отправляются из Москвы в Варшаву, январь 1946 г. Кадр кинохроники тех лет.
Троллейбусы ЯТБ-2 на железнодорожных платформах отправляются из Москвы в Варшаву, январь 1946 г. Кадр кинохроники тех лет.

По состоянию на 31.12.1945 г. на инвентаре Мостроллейбуса числилось 61 ЯТБ-2 (за 1941 – 1945 гг. убыло 58 машин). 50 троллейбусов переданы в другие города, 8, вероятно, списаны. Как и его предшественники, ЯТБ-1, ЯТБ-2 после списания не распиливались в металлолом, а разбирались, и на их шасси потом строились троллейбусы МТБ-82М и МТБ-10. Большинство московских ЯТБ-2 исключили из инвентаря в 1946 – 1947 гг.

2 троллейбуса ЯТБ-2 в феврале 1947 года переданы из Москвы в Ригу, где открыли пассажирское движение 7 ноября 1947 г.

Бывший московский ЯТБ-2 открывает троллейбусное движение в Риге, 06.11.1947. Источник фото: transphoto.org
Бывший московский ЯТБ-2 открывает троллейбусное движение в Риге, 06.11.1947. Источник фото: transphoto.org

На 1 января 1948 г. в Москве оставалось всего 5 ЯТБ-2. 3 из них списали в 1948, последние 2 московских ЯТБ-2 исключены из инвентаря Мостроллейбуса в 1949 году.

Статья написана по материалам и при консультативной помощи Сергея Анатольевича Тархова ©, за что ему огромное спасибо.

Предыдущие статьи цикла:

Троллейбус имени Лазаря Кагановича

Первый отечественный трёхосный троллейбус

Троллейбусы ЯТБ-1 в Москве

Двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3

Канал в Телеграм Всё, что движется от восьми авторов Дзена, пишущих на транспортную тематику.

Спасибо за внимание.