К 90-летнему юбилею московского троллейбуса продолжаю рассказ об основных троллейбусах, работавших в городе. Сегодня речь пойдёт о ЯТБ-1
Уже в 1936 году стало видно, что троллейбусы марки ЛК маловместительные и особенно проигрывали трёхвагонным трамвайным поездам, работавшим в те годы на Садовом кольце. Планами 1936 года предполагалось построить в Москве 52 километра новых троллейбусных линий, в том числе по напряжённому полукольцевому маршруту «Б» по северной части Садового кольца, чтобы заменить трамваи троллейбусами.
3 января 1936 года первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Никита Сергеевич Хрущев поставил задачу перед инженерами спроектировать более вместительный троллейбус. Как писала по этому поводу газета «Кировец» от 26 января 1936 года: «…троллейбус, как указал Никита Сергеевич Хрущев, принят трудящимися Москвы как новый вид транспорта, представляет шаг вперёд в сравнении с трамваем. Троллейбус значительно быстрее перевозит пассажиров. Ездить в троллейбусе гораздо культурнее, чем в трамвае. Троллейбус представляет из себя наиболее спокойный вид транспорта…»
Производство нового троллейбуса было поручено Ярославскому автомобильному заводу, который ранее изготавливал элементы конструкции для троллейбуса ЛК. Конструкторы не стали копировать угловатый кузов ЛК. Созданный в Ярославле троллейбус оказался изящным, обтекаемой формы, в полном соответствии с дизайном второй половины тридцатых годов. Новому троллейбусу дали название ЯТБ-1 (Ярославский Троллейбус, модель 1).
Первые образцы нового троллейбуса ЯАЗ должен был выпустить в начале осени для действующей системы в Москве и проектируемых в Ленинграде, Киеве, Тифлисе (с 1936 г – Тбилиси) и в Ростове на Дону.
Кузов ЯТБ-1 был выполнен из дерева и обшит снаружи стальным листом. Такая конструкция была крайне нетехнологичной: на её изготовление приходилось 78% от общей трудоёмкости. Большой была и масса – около 3 тонн. Другим минусом деревянного кузова была его недолговечность. Рама ЯТБ-1 была склёпана из стандартных швеллеров с большим запасом прочности. Результатом такой перестраховки стала утяжелённость машины – 9,5 тонн. Для того, чтобы хоть как-то облегчить его, создателям пришлось отказаться от перегородки кабины водителя. Те, кому довелось водить на линии первые ЯТБ, рассказывали, что трудно было работать в часы «пик», когда пассажиры буквально садились на голову водителю.
Троллейбус имел 34 сидячих места при общей вместимости салона 55 человек. Длина машины составляла 9,32 м., ширина – 2,5 м., высота по кромке крыши – 2,73 м., база – 5,2 м. Троллейбус оснащён двигателем ДТБ-60 мощностью 60 КВт (82 л.с.), такой же, как у ЛК, однако вследствие утяжелённости машины, её наибольшая скорость составляла лишь 40 км/ч.
Первый новый троллейбус для Москвы ЯАЗ выпустил 25 июля 1936 года, он поступил в Москву раньше запланированного срока – 1 августа, и через 5 дней вышел на опытную эксплуатацию на маршрут №1. В конце августа прибыли ещё две машины, 7 сентября – 7 и 16 сентября ещё три. Инвентарные номера ЯТБ-1 в Москве начались с №100. Первые троллейбусы поступали с завода, окрашенными в светло-зелёный цвет с белой крышей и жёлтой обводкой вокруг окон. В дальнейшем ЯТБ-1 поступали в Москву с завода, окрашенные в синий или зелёный цвет с белой или жёлтой обводкой вокруг окон, белой или серой крышей.
Одновременно, в сентябре 1936 года проводилась навеска проводов по всей трассе северной части садового кольца, от Курского вокзала до площади Восстания.
Троллейбус по Садовому кольцу пошёл 30 сентября 1936 года на участке от площади Восстания до Колхозной площади, 6 октября была сдана в эксплуатацию вся линия, регулярное движение началось с 7 октября. Интервал движения троллейбусов в первые дни составил 4 минуты. На эту линию вышли первые московские троллейбусы ЯТБ-1.
5 ноября 1936 года в Москве приняты на баланс ЯТБ-1 №129 и 130.
По состоянию на 1 января 1938 года на инвентаре московского троллейбуса было 259 машин, в том числе 202 марки ЯТБ-1. За первое полугодие 1938 г. поступило ещё
С июля 1936 по ноябрь 1937 гг. в Москву в общей сложности поступило ещё 75 пассажирских ЯТБ-1, а их общее количество стало равно 277, инвентарные номера 100-363, 366-374, 376-379. №№364 и 365 имели опытные грузовые троллейбусы на шасси ЯТБ-2, №374 имел первый опытный ЯТБ-4.
10 июня 1937 года в Москве на Новорязанской улице сдан в эксплуатацию троллейбусный парк №2, который получил из парка №1 вместе с маршрутом «Б» машины №№124, 136, 137, 140, 141, 142, 145, 146, 153, 157, 160, 161, 162, 168, 169, 174, 177, 178, 184, 188, 191, 194, 205, 217 и другие. В дальнейшем троллейбусы типа ЯТБ-1 эксплуатировали только 1 и 2 троллейбусные парки.
По состоянию на 1 января 1940 года в Москве числилось 486 троллейбусов, в том числе 269 ЯТБ-1. Уменьшение количества ЯТБ-1 связано с тем, что часть троллейбусов была передана в другие города, в частности, в Ростов на Дону.
По состоянию на 01.01.1941 г. из 515 московских троллейбусов 258 машин было марки ЯТБ-1.
После начала Великой Отечественной войны на улицы Москвы стало выходить гораздо меньше троллейбусов. Часть ЯТБ-1 – №№100, 112, 118, 321, 342, 364 и др. переделали в грузовые – бортовые платформы и фургоны.
8 троллейбусов ЯТБ-1 в числе машин других типов отправилось в эвакуацию в город Куйбышев. Оставшиеся отставляли от работы, они ветшали под солнцем, снегом и дождём. Капитальные ремонты ЯТБ-1 начались в 1944 году.
Часть ЯТБ-1 самых первых выпусков, заводские номера 10, 14 и 19 вместе с партией ЯТБ-2 в 1945 году были переданы в Варшаву, а затем, в 1953 году – из Варшавы в Люблин. Известный польский историк и фотограф городского транспорта Войтек Туржанский (Wojciech Turżański) рассказывал мне, что его отец работал в троллейбусном парке города Люблина с момента его открытия и он видел на деталях кузова эти заводские номера и записал их. Также интересно с его слов, что электропроводка тех первых троллейбусов содержала на себе клейма английской фирмы English Electric Company и американской General Electric.
Подавляющее большинство оставшихся в Москве ЯТБ-1 пережили Великую Отечественную войну. Их не списывали в металлолом, а разбирали и детали шасси в дальнейшем использовали для производства более современных троллейбусов МТБ-82М и МТБ-10. Кроме того, в период с сентября 1946 силами МТРЗ было капитально отремонтировано более сотни ЯТБ-1, которые получили индекс ЯТБ-1М и новые московские инвентарные номера, начинающиеся с 001.
Изменения в конструкции ЯТБ-1М по сравнению с ЯТБ-1: перенос руля вперёд, выпрямление перегородки кабины, перенос крепления буферов на раму и др.
В 1948 году с инвентаря Мостроллейбуса списали 66 ЯТБ-1, после чего их осталось всего 6. Последний «чистый» ЯТБ-1 покинул московские улицы в 1949 году, ЯТБ-1М - в 1952 году. Все они, как я уже говорил выше, стали донорами при производстве троллейбусов МТБ-82М и МТБ-10.
Предыдущие статьи цикла:
Троллейбус имени Лазаря Кагановича
Первый отечественный трёхосный троллейбус
Канал в Телеграм Всё, что движется от восьми авторов Дзена, пишущих на транспортную тематику.
Спасибо за внимание.