Поскольку союзник бесформенный, он воспринимается как качество. То есть, о его существовании можно узнать по воздействиям, которые он оказывает на мага. Эти воздействия дон Хуан охарактеризовал как антропоморфные и указывал на союзника как на существо с человеческим характером. Таким образом, предполагалось, что маг может выбирать подходящего себе союзника по тем антропоморфным качествам, которые он хочет себе присвоить.
Дон Хуан представил двух союзников, участвующих в обучении, как носителей прямо противоположных качеств.
Союзнику, содержащемуся в datura inoxia, учитель Карлоса Кастанеды приписал две основные характеристики: он походил на женщину и давал избыточную силу. Оба эти качества, по его словам, нежелательны. Дон Хуан вполне определённо высказывался по данному поводу, добавляя при этом, что такое оценочное суждение — дело личного выбора.
Наиболее важной характеристикой, без сомнения, была указанная Хуаном "женская сущность". Однако это вовсе не означало, что союзник являлся некой женской силой. Аналогия с женщиной являлась для дона Хуана всего лишь метафорическим способом описания неприятных воздействий союзника.
Кроме того, испанское слово yerba женского рода, что также способствует аналогии с женщиной. Так или иначе, этому союзнику с женоподобной силой приписывались следующие антропоморфные качества:
1. Она являлась собственницей.
2. Была властной.
3. Непредсказуемой.
4. От неё исходили вредные воздействия.
Дон Хуан верил, что данный союзник обладает способностью порабощать тех людей, которые стали его последователями. Эта способность, по его словам, вытекает из качества собственницы, которое он связывал с женским характером. Союзник присваивал себе людей, перенося на них свою силу и создавая таким образом впечатление зависимости; он придавал им физическую силу и ощущение здоровья.
Считалось, что этот союзник властный. Упомянутая женская властность выражалась в том, что он побуждал людей применять грубую силу и участвовать в разрушительных актах. Благодаря этой характеристике такой союзник больше всего подходил для жестоких по натуре мужчин, желающих в насилии найти ключ к личной власти.
Следующая женская характеристика — непредсказуемость. Для дона Хуана это означало, что воздействия союзника никогда не были последовательными. Они скорее беспорядочно менялись, их невозможно предсказать никаким проницательным способом. Эта непоследовательность союзника нейтрализовалась дотошной мелочностью и драматической заботой мага. Всякий неблагоприятный поворот, случающийся в результате ошибки или небрежности, объяснялся как результат женской непредсказуемости союзника.
Из-за его чувства собственника и таких качеств, как властность и непредсказуемость, — происходили, по мнению дона Хуана, вредные влияния на характер его последователей. Дон Хуан верил, что союзник целеустремлённо сражается за передачу им своих женских качеств и часто преуспевает.
Но как продолжение своей женской натуры союзник имел и другое качество — давал избыточную силу. Дона Хуана немало волновал данный вопрос, он говорил, что как щедрый податель силы этот союзник не был превзойдён. Он снабжал своих последователей физической силой, дерзостью и умением совершать необыкновенные подвиги. Однако сила травы дьявола, по словам дона Хуана, была излишней, в ней больше не было необходимости, по крайней мере, для него. И тем не менее он представлял её как эффективный стимул для начинающего человека знания, если только последний имел склонность к поискам власти.
Согласно своеобразной точке зрения дона Хуана, союзник, содержащийся в растении psilocybe mexicana, обладал, напротив, самыми адекватными и ценными характеристиками: был мужеподобным и давал состояние экстаза.
Дон Хуан обозначал этого союзника как антитезу тому, который содержался в растениях datura. Его мужские свойства, казалось, были аналогичны женским свойствам другого союзника. То есть, он не обладал мужской силой, но его воздействия на человека рассматривались доном Хуаном, как соответствующие мужскому поведению. Также и окончание "о" в испанском слове humito указывало на мужской род.
Этот союзник обладал следующими антропоморфными качествами:
1. Он был бесстрастным.
2. Благородным.
3. Предсказуемым.
4. От него исходили благие воздействия.
Идея дона Хуана о бесстрастной натуре "дымка" была выражением веры в справедливость союзника. Последнее означало, что этот союзник никогда не требовал от своих последователей экстравагантных поступков. Он не делал людей своими рабами и не распространял на них с лёгкостью свою власть. Хумито был жёстким, но справедливым по отношению к своим последователям.
Тот факт, что этот союзник никогда не извлекал наружу насилия, делал его благородным. Он вызывал ощущение бестелесности, и, таким образом, дон Хуан представлял его как спокойного, благородного и дающего мир.
Кроме того, "дымок" был предсказуем. Дон Хуан описывал его воздействия на разных последователей, а также на одного последователя в серии различных опытов, как постоянные. Другими словами, его влияние не менялось.
Вследствие своей бесстрастности, благородства и предсказуемости, этот союзник обладал ещё одной мужской характеристикой — оказывал благотворный эффект на характер своего последователя. Предполагалось, что он создаёт в человеке состояние эмоциональной стабильности. Дон Хуан верил, что под предводительством хумито человек укрепляет сердце и приобретает равновесие.
Вдобавок ко всем этим мужским качествам предполагалась способность союзника вызывать состояние экстаза. "Дымок" забирал у своего приверженца тело, давая ему возможность проявить свою активность в состоянии бестелесности. И дон Хуан утверждал, что эти особые формы активности вели к состоянию экстаза. Союзник, содержащийся в psilocybe mexicana, был идеален для людей, предрасположенных к созерцанию.
!!!