Найти тему

Как формируется тип привязанности?

Оглавление

В прошлой статье было описано, какие существуют типы привязанности и как они проявляются в любовных отношениях. Теперь давайте разберем, из чего складывается привязанность и что должен делать главный близкий (мать или отец, бабушка, дедушка, опекун) для того, чтобы у ребенка сформировалась определенная привязанность.

Эксперимент "Незнакомая ситуация"

Начнем с того, что в 1971 году психолог Мэри Эйнсворт провела эксперимент "Незнакомая ситуация" для изучения привязанности в условиях разлуки 11-12-месячных детей с их матерями. Мать должна была находиться с ребенком в одной комнате, играть с ним, а после - выйти из помещения. Наблюдалось поведение детей при разлуке и воссоединении с близким взрослым и в зависимости от реакции им приписывают определённый тип привязанности.

В ходе исследования было выявлено, что дети с...

- надежным типом привязанности показали протест при выходе матери из комнаты, звали ее и плакали, а после ее возвращения быстро успокаивались благодаря телесному контакту и продолжали играть;

- избегающим типом почти никак не отреагировали на расставание с матерью (лишь снижалась их активность в игре), а после её возвращения не проявляли желания близости с ней;

- тревожным (амбивалентным) типом ярко протестовали при уходе матери, надрывно плакали и не успокаивались по ее возвращении, а также проявляли одновременно и желание близости, и агрессивность;

- тревожно-избегающим (дезорганизованным) типом проявляли противоречивую реакцию на расставание и воссоединение - часто сменяли поиск близости с матерью на полное игнорирование и избегание. У них были отмечены повторяющиеся движения, которые в целом были замедленными - дети находились в диссоциативном состоянии. Также наблюдалось непредсказуемое состояние аффекта (приступы ярости), соматической боли, дети наносили себе и окружающим телесные повреждения.

Причины формирования типов привязанности

Итак поговорим о том, что в воспитании приводит к подобному паттерному реагированию детей на ситуацию разлуки с матерью и, соответственно, к формированию разных типов привязанности:

Надежный тип привязанности

  • Высокий уровень чуткости к ребенку на постоянной основе;
  • Принятие потребности ребенка в близости;
  • Позитивная реакция на сигналы ребенка о потребности в близости;
  • Эмоциональная открытость и доступность.

Избегающий тип привязанности

  • Частичная эмоциональная доступность;
  • Отсутствие достаточной чуткости к ребенку;
  • Незаинтересованность в том, чтобы проводить время и играть с ребенком (если это происходит, то ребенок не чувствует любви и вовлеченности взрослого);
  • Неполное удовлетворение потребностей ребенка.

Тревожный (амбивалентный) тип привязанности

  • Частичная эмоциональная доступность;
  • Непредсказуемое чередование гиперопеки и игнорирования;
  • Непредсказуемый ответ на сигналы ребенка о потребности в близости;
  • За одно и то же действие взрослый то хвалит ребенка, то проявляет равнодушие или наказывает.

Тревожно-избегающий (дезорганизованный) тип привязанности

  • Поведение взрослого, содержащее угрозу;
  • Боязливое или беспомощное поведение взрослого;
  • Все вышеперечисленные причины избегающего и тревожного типов.
Все ненадежные типы могут истекать из непроработанных травм родителя, их воспроизведение и отыгрывание, чаще всего неосознанное, на своем ребенке.
Важно понимать, принимать и чутко реагировать на сигналы ребенка о какой-либо потребности, будь то потребность в близости или основные физиологические потребности (в еде, питье, сне и т.д.).