В прошлой статье было описано, какие существуют типы привязанности и как они проявляются в любовных отношениях. Теперь давайте разберем, из чего складывается привязанность и что должен делать главный близкий (мать или отец, бабушка, дедушка, опекун) для того, чтобы у ребенка сформировалась определенная привязанность.
Эксперимент "Незнакомая ситуация"
Начнем с того, что в 1971 году психолог Мэри Эйнсворт провела эксперимент "Незнакомая ситуация" для изучения привязанности в условиях разлуки 11-12-месячных детей с их матерями. Мать должна была находиться с ребенком в одной комнате, играть с ним, а после - выйти из помещения. Наблюдалось поведение детей при разлуке и воссоединении с близким взрослым и в зависимости от реакции им приписывают определённый тип привязанности.
В ходе исследования было выявлено, что дети с...
- надежным типом привязанности показали протест при выходе матери из комнаты, звали ее и плакали, а после ее возвращения быстро успокаивались благодаря телесному контакту и продолжали играть;
- избегающим типом почти никак не отреагировали на расставание с матерью (лишь снижалась их активность в игре), а после её возвращения не проявляли желания близости с ней;
- тревожным (амбивалентным) типом ярко протестовали при уходе матери, надрывно плакали и не успокаивались по ее возвращении, а также проявляли одновременно и желание близости, и агрессивность;
- тревожно-избегающим (дезорганизованным) типом проявляли противоречивую реакцию на расставание и воссоединение - часто сменяли поиск близости с матерью на полное игнорирование и избегание. У них были отмечены повторяющиеся движения, которые в целом были замедленными - дети находились в диссоциативном состоянии. Также наблюдалось непредсказуемое состояние аффекта (приступы ярости), соматической боли, дети наносили себе и окружающим телесные повреждения.
Причины формирования типов привязанности
Итак поговорим о том, что в воспитании приводит к подобному паттерному реагированию детей на ситуацию разлуки с матерью и, соответственно, к формированию разных типов привязанности:
Надежный тип привязанности
- Высокий уровень чуткости к ребенку на постоянной основе;
- Принятие потребности ребенка в близости;
- Позитивная реакция на сигналы ребенка о потребности в близости;
- Эмоциональная открытость и доступность.
Избегающий тип привязанности
- Частичная эмоциональная доступность;
- Отсутствие достаточной чуткости к ребенку;
- Незаинтересованность в том, чтобы проводить время и играть с ребенком (если это происходит, то ребенок не чувствует любви и вовлеченности взрослого);
- Неполное удовлетворение потребностей ребенка.
Тревожный (амбивалентный) тип привязанности
- Частичная эмоциональная доступность;
- Непредсказуемое чередование гиперопеки и игнорирования;
- Непредсказуемый ответ на сигналы ребенка о потребности в близости;
- За одно и то же действие взрослый то хвалит ребенка, то проявляет равнодушие или наказывает.
Тревожно-избегающий (дезорганизованный) тип привязанности
- Поведение взрослого, содержащее угрозу;
- Боязливое или беспомощное поведение взрослого;
- Все вышеперечисленные причины избегающего и тревожного типов.
Все ненадежные типы могут истекать из непроработанных травм родителя, их воспроизведение и отыгрывание, чаще всего неосознанное, на своем ребенке.
Важно понимать, принимать и чутко реагировать на сигналы ребенка о какой-либо потребности, будь то потребность в близости или основные физиологические потребности (в еде, питье, сне и т.д.).