В издательстве "Скифия" только что вышла любопытная книга из "юнгианского" раздела психоанализа.
Никитин, Илья Юрьевич.
Жуткое. Интегральное исследование тени / И. Ю. Никитин. — Санкт-Петербург : Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2023. — 172 с.: ил. ISBN 978-5-00025-331-1
Книга И. Ю. Никитина «Жуткое. Интегральное исследование тени» представляет проект холистического рассмотрения феномена Тени, «злого начала в жизни, негативной стороны личности», впервые описанного известным швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом.
Систематизируя и синтезируя научные знания по теме, автор книги опирается на методологию мягких систем британского учёного Питера Чекленда и интегральную теорию философа и мыслителя Кена Уилбера и дополняет исследование обширными психоаналитическими, антропологическими и культурными данными, открывая перед научно-практическим сообществом широкую дискуссию вокруг темы многогранности тёмных аспектов человеческой души.
Книга предназначена для философов, психологов, психоаналитиков, студентов профильных вузов.
Об авторе:
Никитин Илья Юрьевич — организационный психолог (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия), магистр искусств в области интегральной психологии (Университет Джона Ф. Кеннеди, США), лектор по научно-популярной психологии, автор статей по темам психоанализа и художественного творчества, практикующий психоаналитически-ориентированный консультант.
Из книги:
Тень, рассматриваемая рядом психоаналитиков в качестве одного из ключевых открытий аналитической психологии швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга (1875–1961), в юнгианских работах так и не получила законченного описания и никогда не была системно проанализирована; ни в работах Юнга, ни его последователей, полного описания феномена никогда не было представлено. Притом что феномен Тени в его текущем виде был сформулирован во второй половине XX века, он и сегодня продолжает оставаться в фокусе внимания исследований ряда глубинных психоаналитических школ; за прошедшие сорок лет было опубликовано несколько десятков работ, посвященных Тени, без учёта многочисленных статей в специализированных психологических изданиях и онлайн-журналах.
Рост интереса исследователей к феномену Тени пришелся на 1970-е годы и достиг своего пика в период между 1980-ми и 1990-ми годами, когда феномен получил наибольшее внимание и развитие, дополнившись инсайтами из социальной антропологии, мифологии, фольклористики, теологии и архетипической психологии. В середине 1990-х фокус работ, посвященных Тени, сместился с концептуального осмысления феномена к упрощенному и прикладному характеру исследований, рассчитанных на неподготовленную публику; публицистический характер материалов, издаваемых с указанного периода по настоящий момент по теме Тени, позволяет нам с уверенностью утверждать, что феномен прочно обосновался в популярной культуре и поп-психологии, став такой же его неотъемлемой частью, как и понятия «Бессознательного» или «Эдипова комплекса». При этом системного описания феномена Тени, начиная с 1950-х годов, так никогда и не было представлено; настоящая книга предпримет попытку исправить указанное упущение, представив интегральную концепцию Тени.
Преследует ли настоящая работа исключительно метапсихологические цели, или относится к области реального окружающего мира? Для ответа на этот вопрос нам необходимо немного шире посмотреть на исследуемый феномен Тени — «злого начала в жизни» — и коротко взглянуть на то, как она персонифицируется в ежедневной жизни. Репрессивное замалчивание и ущемление свободы слова, расцвет радикальных формирований, основанных на религиозной нетерпимости и фундаментализме, расовая, этническая и гендерная дискриминация, ограничение в правах ЛГБТ-сообществ, — «при всей многочисленности своих проявлений дискриминация зачастую принимает невидимые, тайные формы, подрывая достоинство людей и лишая их будущего <…> (она. — И. Н.) удушает человеческий потенциал, бесцельно растрачивает таланты, нужные для экономического прогресса, усугубляя социальную напряженность и неравенство»5. Не будет здесь чрезмерным отметить, что дискриминация — как одно из ярких проявлений Тени — в её радикальных формах дорого обходится мировому сообществу; по оценке управления ООН по правам человека 10-летний военный конфликт в Сирии унёс жизни более 300 тыс. жизней гражданских лиц6; «эпидемией насилия» называет «Кампания за права человека» ситуацию вокруг убийств трансгендерных и гендерно неконформных людей, оперируя статистикой в более чем 200 случаев с 2013 года только на территории США; более 1 млн этнических уйгуров было заключено под стражу начиная с 2017 года в Китае8; отмечают более 2 млн детских смертей в десятилетие вследствие гендерной дискриминации в Индии — что в совокупности сопоставимо с количеством жертв первой пандемии холеры в начале XIX века, и список можно продолжать сколь угодно долго. Стоит ли говорить, что все упомянутые формы дискриминации находят свое закономерное отражение в Тени? В настоящей книге мы постараемся подробно ответить на данный вопрос, изучив генезис концепции Тени и рассмотрев, как Тень в виде многогранного явления расширяет границы своего присутствия в индивидуальном и коллективном сознании, пронизывает все аспекты человеческого существования и в конечном итоге организуется в виде сложной саморегулирующейся системы, продуцирующий такие институты ненависти, как концентрационные лагеря, Гулаг и расистские организации на манер ку-клукс-клана.
В ходе настоящей работы будут исследованы культурно-исторические и антропологические предпосылки формирования смыслового содержания Тени, выделены и рассмотрены существующие виды Тени и, основываясь на синтезе представленной информации, предложена интегральная модель феномена на базе метатеории квадрантов (Кен Уилбер) и методологии мягких систем (Питер Чекленд). Ставя перед собой цель заполнить теоретические лакуны в описании феномена и избавиться от упущений, допущенных юнгианскими аналитиками при работе с Тенью (в первую очередь пробелы в понимании внешнего индивидуального и внешнего коллективного контуров Тени), опираясь на аналитическую психологию, психоанализ, интегральную теорию и методологию мягких систем, мы представим интегральную концепцию Тени для специалистов в области здравоохранения, сталкивающихся с феноменом в клиническом сеттинге (в иллюстративных целях отметим, что аналитическая работа по распознаванию Тени и реинтеграция вытесненных содержаний Самости является одним из центральных элементов юнгианской терапии; работа с теневым содержание психики широко используется в гештальт-терапии для формирования целостной личности и корректировки определенных черт характера; в игровой терапии и музыкальной терапии работа с Тенью используется для поддержания психической стабильности и психологического здоровья; в арт-терапии проработка Тени служит цели раскрытия креативных потенциалов и трансформации деструктивных импульсов Тени в продуктивную силу; работа с Тенью проводится рядом психосоматических методов для цели проработки физических защит и устранения телесных зажимов), а также актуализируем метапсихологический базис феномена для психологов, интересующихся Тенью, развитием психики и психоанализом в целом, представив интегральную модель феномена в виде аутопоэзисной системы.
Узнать больше о книге, заказать ее в бумажном или электронном виде можно на издательской странице "Скифии"