В масштабе 1:25 в славной стране ГДР выпускались несколько моделей старинных машин, о первом раритетном экземпляре я уже поведал Читателю, сегодня мы рассмотрим набор для сборки автомобиля DIXI, прототип которого производился аж в 1909 году!
Производила игрушку все та же достопочтенная и малоизвестная фирма MK Modelle, судя по маркировке на коробке, игрушка вышла в продажу в 1975 году.
Моя карандашная надпись на коробке фиксирует входную стоимость в собрание: 3 доллара США по курсу декабря 2000 года, что составлял на тот момент, всего 28 рублей, то есть игрушка обошлась мне всего в 100 рублей, не плохо, правда? Тут великолепный автор в соседней ветке, посвященной коллекционированию моделей железных дорог поднимал эту тему – стоит ли рассматривать коллекционирование, как инвестицию. Судя по этой цифре – непременно стоит, только срок инвестирования очень большой.
Ну что, откроем коробок. Внутри все также по-немецки педантично и аккуратно: мелкие детали сложены в пакет, крупные – просто лежат без допупаковки, видны и сопроводительные бумаги.
Познакомимся с бумажной частью комплекта. Первый документ – инструкция на русском языке, в которой приведен перечень деталей, а также краткие рекомендации по сборке. В нижней части страницы опубликованы данные о прототипе, что, на мой взгляд, сделано очень правильно именно исходя из времени выпуска модели. Посудите сами: сейчас у человека есть, по сути, безграничные просторы в поиске нужной информации, тогда же, в середине восьмидесятых прошлого века, кто и что мог узнать о старинном автомобиле Дикси? Поэтому пусть и краткие, но ёмкие сведения о двигателе, кузове и линейных параметрах были совсем не лишние.
Сборочная инструкция подробна и красочна, но она уже – на немецком. Надо полагать, что модели поставлялись по всему спектру стран содружества соцлагеря и в каждую вкладывался листок на языке этих стран, а центральная инструкция оставалась немецкой.
Важная задача – показать модель в собранном виде, чтобы моделист ориентировался на эталонные изображения автомобиля, не напутав при монтаже. Поэтому нас в инструкции встречают фотографии модели в разных ракурсах.
Далее следуют технические характеристики машины в виде таблицы – все они есть на русском языке на вкладыше.
А теперь взглянем на сами детали. Также, как и в случае с предыдущей моделью, Вартбургом, здесь присутствуют крупные пластиковые детали – элементы кузова, оперения, рама, двери и так далее, и мелкие деталюшки, упакованные в полиэтиленовый пакетик, перетянутый резинкой (я снова обращаю внимание, что здесь все оригинальное и пакетик даже не вскрывался, резинка тоже живая, времен ГДР).
В пакете есть еще одна маленькая бумажка – упаковочный лист, но надписи на нем не видны, а вскрывать пакет я не хочу: пусть все останется так, как было при выпуске игрушки в 1975 году, то есть почти 50 лет назад.
Собирать или нет модель – вопрос риторический, но я на него давно, изначально ответил: нет, не собирать. Почему? Да потому что в этом случае вещь мгновенно теряет свою коллекционную и историческую ценность, и, конечно, ценность чисто материальную, ту самую «инвестиционную», о которой я уже упоминал.
Другой вариант – имея несколько одинаковых наборов, я бы, безусловно, соблазнился и сварганил машинку: просто интересно, насколько пластик сохранил свои линейные параметры и пригоден для монтажа, ведь те же модели сборных домиков для макета железной дороги «усыхают», деформируются.
Пока же я снова все аккуратно складываю в коробочку и убираю далеко-далеко: пусть полежит до «лучших времен».