Любая коммуникация — взаимодействие. Хорошо это или плохо, но дети полностью копируют модель общения своего ближнего окружения — родителей, бабушек, дедушек. И если коммуникация страдает у старших, бесполезно что-то требовать от детей. Рано или поздно они уйдут в бунт, и вы сможете лицезреть свои способы взаимодействия со стороны. Причём в гипертрофированной форме.
Вся коммуникация строится вокруг способности решать конфликтные ситуации. Например, вы предпочитаете молча обижаться или даже демонстративно молчать, показывая подобным образом неправоту близких. В таком случае дети вряд ли будут рассказывать вам о своих проблемах. Эту информацию придётся из них щипцами тянуть или узнавать по слухам от учителей или родителей друзей.
С детства у нас в семье выстраивали правило диалогов. Мама на своём примере показывала, что лучше любую ситуацию обсудить до неприятностей, чем решать после. Но даже если что-то случилось, нестрашно поделиться своей ошибкой. Мы знали о бытовых, финансовых трудностях и катаклизмах в семье. Но обсуждали все сложности по принципу: есть такая-то проблема, решать её можно так-то и так-то, у кого ещё какие мысли?
Помню, однажды я заявила маме, что считаю её поступок глупым и сама бы никогда такую ошибку не допустила. Она посмотрела на меня и сказала: «Важно знать, что в семье тебя выслушают и не осудят, а помогут решить задачу". И предложила мне подумать о том, захочется ли ей снова делиться со мной переживаниями после моих слов. Мне было 7 лет, но я понимала, что действительно повела себя как-то неправильно.
Этот разговор меня впечатлил, потому что я действительно ни разу от мамы не слышала порицаний, когда что-то случалось. После этого я старалась слушать её рассказы ещё внимательнее и следить за тем, что говорю в ответ.
И это только одна из ситуаций. Соблюдая домашние традиции, мы часто обсуждали друг с другом происходящее. На каждом семейном совете по воскресеньям делились планами, задачами и совершёнными ошибками. Самое клёвое в этом процессе — обратная связь в виде фразы: «Давай мы тебе поможем». Домашние сразу начинают сыпать вариациями решений, делят задачи, и жизнь становится проще. Иногда могут сказать: «Шарик, ты балбес!». Но это всегда звучит по-доброму.
Если кто-то проштрафился изрядно и всей семье приходится решать эту проблему, идёт жёсткий, но при этом конструктивный разбор полётов. Зачем/почему/когда и что теперь делать — всё решается полным составом. А затем провинившийся компенсирует семье потерю нервных клеток порцией мороженного или выполнением домашней рутины.
И самая частая фраза в семье — «Давай это обсудим». В подростковом возрасте она меня раздражала, в детстве я боялась её, а сейчас понимаю, что на ней держится всё. Ваши проблемы не обесценивались взрослыми, это помогало формировать диалог на любые темы и задачи. Поэтому коммуникация строилась на ура.
А ещё мама учила нас наблюдать друг за другом, нашими настроениями и их причинами.
Сестра как-то пожаловалась, что я не хочу с ней играть и не обращаю на неё внимания. Мама же предложила Кире подумать, что могло у меня случиться, почему я не в духе. Сестра сидела и пробовала догадаться, а потом они подошли ко мне. В итоге я расплакалась, рассказывая о школьных проблемах. После этого Кира уже не лезла ко мне. А я поняла, что совсем не страшно объяснить, почему ты хочешь побыть одной.
Мама много со мной беседовала о том, как общаться с четырёхлетней умеющей надоедать сестрёнкой. Естественно, я часто играла с малышкой. Но знала, что в случае чего мама заберёт сестру и объяснит ей, что я не злюка, а просто устала или у меня сложности. Когда Кира подросла, она стала предлагать мне помощь, и это также легло в основу наших добрых и тёплых отношений.
Автор: Алиса Деляева, pr-специалист, дизайнер и маркетолог в семейном бизнесе Арестовых
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: