Найти тему

Чрезмерный контроль на семейном обучении хуже, чем обычная школа

Оглавление

«Я попробовала и это ужасно» — как-то услышала такой отзыв о семейном образовании, и сильно удивилась. Мы все сами очень хотели перейти на семейное, и разочарование нас не настигло. Но причин этому было несколько:

1. Мама и во времена нашего обучения в обычной школе не контролировала процесс

Не делала с нами уроки в типичном представлении этого процесса и не заставляла учиться. Она сама золотая медалистка с тремя высшими образованиями и красными дипломами. Но нам она говорила, что оценки — это не главное. Мы ей не верили, но видимо это всё же влияло на восприятие.

Мама смотрела на ход мысли и указывала, где мы ошиблись, но переделывать всё равно нужно было самостоятельно.

И ещё она ввела такое правило: можешь не ходить в школу, не делать домашние задания, но если она откроет учебник, и ты не сможешь ответить на вопросы по пройденным темам, то тебя ждёт заслуженное наказание:

  • что-то из той работы, которая нам совсем не нравилась
  • + нужно было выучить упущенную тему и 
  • приготовить доклад в устной форме по смежному вопросу.

Поэтому мы предпочитали не испытывать судьбу.

-2
Я много размышляла об этом, повзрослев. Думаю, что это феномен свободы. Нас ни к чему не принуждали.
Мы могли делать что захотим, и поэтому делали то, что нужно.

Но про себя я могу сказать ещё и то, что мне тоже хотелось медали и дипломы. Я хотела быть такой же, как она, и даже лучше. Поэтому меня это сильно мотивировало. При этом мама говорила, что это соревнование совсем не обязательно, но в детстве это воспринималось, как вызов.

2. При переходе на семейное образование ничего не изменилось

В правилах учёбы и мамином подходе к ней ничего не изменилось, у нас просто появилось больше официально свободного времени. Мы с сестрой сами занимались подготовкой к экзаменам.

А вот наши братья были немного с другим подходом

Глеб просил нанимать ему репетиторов по некоторым предметам.

А Леон часто забывает сдавать нам отчётность о пройденном материале и нуждается в напоминаниях, а ещё часто попадается на пропущенных темах. Но при этом быстро восполняет пробелы и самообучается. Он вообще никогда не ходил в классическую школу, и не хочет.

Поговорив с детьми, для которых семейное образование вылилось в настоящий кошмар, я поняла основную причину: когда ты ходишь в школу, то даже на уроке можешь болтать с друзьями, не делать домашнюю работу в надежде, что не спросят, пропускать многое мимо ушей и просто-напросто прогуливать уроки.
А, перейдя на семейное образование, родители полностью лишают возможности пройти что-то налегке, боясь, что ребенок сильно расслабится и перестанет учиться вовсе.
-3

Родителей тоже можно понять, им приходится полностью изменить свою жизнь, чтобы ребёнок мог учится иначе, но тогда вопрос: стоит ли оно того.

Тут суть не в том, чтобы отучиться вместе с ребёнком все 11 классов заново, а помочь ему распределять своё время самостоятельно, подсказывать, как обучаться
Тут суть не в том, чтобы отучиться вместе с ребёнком все 11 классов заново, а помочь ему распределять своё время самостоятельно, подсказывать, как обучаться

Часто это происходит ещё и потому, что сами родители не верят в то, что ребёнок способен учиться без чуткого контроля над ним. А у детей лёгкая логика: если и родители так считают, то я точно не смогу.

Поэтому, можно точно утверждать:

Переход на другую систему обучения потребует много сил, нервов, терпения. Но это можно всё вместить в одну четверть и потом наладить систему, в которой будет комфортно всем, а можно превратить школьное время в каторгу и отбить желание учиться окончательно.

Что предпринять:

  • Сразу определить слабые предметы, при необходимости нанять на какое-то время репетиторов. И договориться о том, что их приглашают на начальном этапе, чтобы помочь перестроиться, иначе смысл теряется.
  • Понять, как лучше проверять сделанные уроки. Нас очень спасают рабочие тетради. Мы проверяем задания раз в неделю. Если ребёнок может себе позволить все сделать за один день — это его воля. Главное, чтобы сделано качественно было. Вы ведь показали, как надо, а дальше решать ему.
  • Делать за ребёнка — значит делать за него всегда. На своём опыте знаю, что это всё портит. Потом он просто не будет видеть повода напрягаться.
-5

Поэтому рефераты мы всё-таки писали, просто рассказывали их дома, для всех домашних. Мне это нравилось даже больше, потому что возникало ощущение, что учишь по-настоящему, да ещё и своих близких. Это приводило к тому, что младшие знали многие вещи вне своей программы, потому что слышали это на моих выступлениях, а потом хвастались перед ровесниками.

Если вы решили по каким-то причинам попробовать семейное образование, продумайте, как усилить уверенность ребёнка без тотального контроля

И не отказывайтесь от своих дел, чтобы контролировать учёбу. Это явно только в минус сыграет. Ведь новые знания — это азарт.

Мамины слова: «Я что-то забыла, почему ты тут так сделала», сразу меня переключали, я уходила в объяснения, и часто сама приходила к ошибке или же к доказательству правдивости. Поэтому экспериментируйте в подходах.

Мне часто тяжело что-то объяснить брату, но выручает то, что я помню, как поступала мама. Она и сама этому удивляется.

Если вы тоже интересуетесь, как сделать жизнь с детьми удобной и приятной, подписывайтесь на наш канал!

Автор: Алиса Деляева, pr-специалист, дизайнер и маркетолог в семейном бизнесе Арестовых, дочь нашего автора Евгении Арестовой

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-6

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям на семейном обучении прикрепить детей к школе для прохождения промежуточной аттестации дистанционно.

Читайте другие статьи автора:

«Смотри как я»: игра, чтобы вызвать благодарность и глубокое понимание между членами семьи

Читающие люди нынче в моде: в России требуется и оплачивается грамотность

Сортировка вещей дома. Советы переезжавших 24 раза

Брак
50,3 тыс интересуются