Need for Speed: Underground 2, вышедшая в 2004 году, не только закрепила успех EA Black Box на поприще аркадных гоночных видеоигр, но и собрала достаточно много критики. Кому-то не понравилась необходимость ехать до места гонки своим ходом, кто-то сетовал на низкую сложность игры, но самым главным требованием всех критиков было возвращение полиции, без которой уличные гонки теряли большую часть своей аутентичности.
Разработчики не стали пропускать требования критиков мимо ушей и выпустили настоящий хит, чьё название до сих пор вызывает мощное слюноотделение у всех игравших в далеком нынче 2005 году, и означает пик EA Black Box в статусе гоночных богов игростроя.
Встречайте - Need for Speed: Most Wanted.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о компьютерных играх, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, кино и сериалах, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"
Новое, как по другому вспомненное старое
Вообще о возвращении в серию полицейских было сообщено в духе "возвращение серии к корням", мол помните, у нас там в The Need for Speed, Hot Pursuit, High Stakes и Hot Pursuit 2 в гонки могла полиция вмешаться и арестовать зарвавшегося гонщика? Все тогда кивали, да-да, было дело, круто, надо вернуть. Но в глубинах Black Box зрела несколько другая концепция применения полицейских. Вот дано - есть открытый мир в виде города, поделенного на районы. Логично, что в нем есть полицейское управление и стражи порядка? Конечно. Должны ли они пресекать нарушения правил дорожного движения? Ещё бы. А нарушают ли ПДД стритрейсеры? Естественно!
Вы понимаете к чему дело идёт? К полицейским погоням по всему городу помимо самих гонок, в духе знаменитых американских телепрограмм, вроде Cops. Звучит интересно, правда?
Вокруг этих погонь, по большому счёту и строится вся игра. Режим карьеры сделан так, что игрок вынужден не только побеждать в гонках, но и удачно играть в салочки с полицейскими. Соответственно изменилось и окружение. Узкие улочки Бэйвью с множеством крутых поворотов ушли в прошлое, в новом городе под названием Рокпорт улицы широченные, плавно переходящие в шоссе. Вообще, субъективно, город кажется больше, хотя глядя на карту хочется спросить - а где вообще вы такую планировку города видели? Да там же ни одной прямой улицы нет! Зато есть скоростные хайвеи, на которых отдельные болиды и 400 км/ч могут выдать, главное разогнаться. И что самое главное - всё это среди бела дня, вечная ночь Бэйвью сменилась вечным осенним днем Рокпорта - ночью ведь надо спать, не так ли?
Соответственно обстоятельствам изменились и автомобили - как игрока, так и окружающих. Для эффектного разноса полицейских автомобилей и заграждений игроку и прочим гонщикам добавили массы, причем машины ещё как будто бы ещё и придавливает сверху могучая рука, насколько они склонны к пробуксовке на месте и неохотно начинают ехать. При этом, кстати, разные машины ведут себя в этом плане по разному - достаточно четко ощущается, где привод передний, а где задний, да и у каждой тачки свой характер, к которому приходится привыкать. Автопарк здесь весьма разнообразный - 32 автомобиля, от скромных автомобилей для ежедневной езды, до штучных монстров от Ламборгини, Макларена и Порше (снова сработала лицензия). Впрочем, если раньше ты на Порше мог только подышать выхлопными газами от Ламборгини, то теперь возможности тюнинга могут превратить из Фиата Пунто достойного соперника даже самой топовой тачке. Впрочем, какую бы машину вы не взяли, к концу игры скорость в 250+ километров в час будет вашим верным спутником и вы будете благодарить Black Box за столь широкие местные шоссе с множеством удобных срезок для поворота.
Возвращаясь к увеличению веса, хочется сказать об изменении тактических приемов, доступных игроку. Если во времена Underground 2 лучших способом сбросить назойливого гонщика с хвоста был полицейский маневр с толчком в заднее крыло, то теперь этот маневр можно показать только на самих полицейских, и то не всех - соперники теперь ездят на таких же бронепоездах, как и игрок. Единственное, что с ними теперь можно делать - вежливо оттеснять в сторону столбов и встречных лесовозов - в иных случаях только скорость потеряешь.
Кстати, о столбах. В Black Box явно видели Flat Out, вышедшую в том же году, что и Underground 2, в которой на трассе был вагон разрушаемых конструкций и объектов, и сделали в своих гоночках нечто подобное. Теперь на улицах города могут расти деревья, торчать столбы освещения, а некоторые объекты, вроде гигантского пончика так и просятся быть уроненными на головы преследователей - будь то соперники по гонке, или, особенно, полицейские. При этом вся эта красота не просто складывается, как раньше, а летит по трассе, подчиняясь законам физики (пусть и в понимании EA Black Box). В некоторых случаях удачно снесенное препятствие может стать тактическим ходом - можно замедлить соперника об дерево (или замедлиться самому, если железный болван решит показать чудеса сообразительности) или сбросить полицейский хвост об внезапно взорвавшуюся автозаправку.
Игра, кстати, скрупулёзно подсчитывает все эти взорванные заправки, снесенные деревья и помятые автомобили, показывая, какой ущерб юный Шумахер приносит городу своими действиями - этакая мотивация в реальной жизни гонять на стадионе, чтобы не портить муниципальное имущество. Имущество игрока здесь портится минимально - мнутся только полицейские автомобили, да гражданский транспорт, отлетающий от нас как воздушные шарики, а наш болид от лобовых столкновений только немного царапается, что, впрочем, не страшно - в гараже всё подкрасится кисточкой, а треснувшее стекло волшебным образом выздоровеет. Игровая условность, чтоб её.
Впрочем, это было и в прошлых играх, а ещё в Most Wanted появился нормально поданный сюжет, который надо не по статьям в Википедии вычитывать. Оный хоть и прост, но даёт достаточную мотивацию не просто стать самым крутым гонщиком города, но и надрать задницы местным гонщикам-засранцам, из которых только пара человек не считает главного героя за лоха. Ну и ещё свою машину вернуть, отобранную путем некрасивых махинаций. Разработчики расщедрились на кинематографические ролики с живыми актёрами, во главе с Джози Маран - пожалуй одной из самых симпатичных "девушек Бонда NFS". В целом-то, конечно, актёры там второго-третьего эшелона, но и вершин актерского мастерства здесь много не требовалось - знай изображай самодовольных (в основном) ублюдков, для которых игрок - никто и звать его никак. Огрехи актёрской игры достаточно умело прикрыли наложенным эффектом "мыла", сделав ролики достаточно стильными.
Вообще, графически игра достаточно крута, чего стоит один эффект выезда на солнце из туннеля (крут он первые несколько раз, потом он только мешает), да и в других местах, отчетливо видимых игроку, игра в целом не лажает. Плохо проработан, пожалуй, лишь городской траффик (а модель белого фургона так и вообще взята прямиком из прошлых игр), да город за пределами видимости игрока. Полицейские машинки эффектно мнутся, теряют двери, камера удачно выхватывает ракурсы эффектных полетов на кочках, а вышеупомянутые сбитые фонарные столбы высекают мощные потоки искр, соприкасаясь с асфальтом. Самая красивая графика, правда, досталась владельцам Xbox 360, но и на других платформах Most Wanted выглядит великолепно.
Ну и наконец звук. В Most Wanted явно стоит играть или с хорошей аудиосистемой, ну или в хороших наушниках. Настолько хорошего мощного, сочного звука не было до тех пор ни в одной NFS - ревут моторы, причем у каждой машины по разному, вой Porsche Carrera GT легко отличим от рыка Aston Martin DB9, визжат шины, трещит разрушаемое окружение - и всё это на фоне саундтрека, ставшего самым "тяжёлым" в истории серии. Помимо очевидно модных в 2005 году групп Disturbed, Mastodon, Bullet For My Valentine и Avenged Sevenfold, даже дежурный рэпчик звучит на фоне сэмплов гитарных запилов, подчеркивая суровость местной атмосферы. Впрочем, штатные композиторы EA тоже постарались, выдав тревожные мелодии с оркестровой бомбежкой для гонок с полицейскими. А вот и сам саундтрек (по традиции Яндекс.Музыки половины песен не хватает, в том числе той самой I Am Rock, в которой рэпчик с тяжеляком)
В общем, всем бы игра хороша, да вот только недостатков в ней тоже вагон.
Ложки дёгтя
Вообще, недостатки игры являются или продолжением её достоинств, или следствием того цейтнота, в котором находились разработчики во время разработки игры. По большому счёту, несмотря на тот же графический движок (пусть и в новой версии), переработка основных механик игры и добавление новых заняли слишком много времени, отчего много что в игре пошло под нож. С одной стороны, многое пошло игре на пользу, подняв её темп, а с другой - оставило чувство, будто чего-то не хватает.
Коснись даже города. Пусть говорят, что в Underground 2 поездки по городу отнимают слишком много времени (и поиграв пару дней в U2 после Most Wanted, я даже с этим соглашусь), но, с другой стороны, город благодаря этим поездкам вольно или невольно запоминался. Да и скажу прямо, Бэйвью из Underground 2 выглядит намного ярче и куда более запоминающимся, чем Рокпорт. По крайней мере там не было троекратного повторения одного и того же S-образного поворота.
В Рокпорте вообще ездить почти не надо - магазины теперь продают весь ассортимент товаров для тюнинга, и расположены они по принципу "налево пойдёшь - детали купишь, направо пойдёшь - машину купишь, а прямо пойдёшь - смерть свою сержанта Кросса найдёшь". Гонки же доступны напрямую из гаража или специальной менюшки в режиме свободной езды. Нет, конечно, можно везде ездить на своих четырёх колесах, но это занимает время, да и можно нарваться на совершенно ненужную полицейскую погоню. С одной стороны всё это здорово - не тратишь время на езду по городу, да и игра засасывает - прошёл то, прошёл это, обогнал босса, отнял его тачку, смыть, повторить 15 раз. С другой - вся эта работа по моделированию города становится не нужна - активностей там нет, секреты отсутствуют, а в некоторые районы с высокоуровневыми копами просто опасно заезжать - зажмут в узком месте и всё.
Именно поэтому лучшей локацией для гонок с копами становится 99 шоссе вокруг самого первого открытого района - там всего пара мест, где можно попасть в неприятности, да и пространство для маневра огромное. Впрочем город всё равно придётся запомнить - иначе финальную погоню придётся повторять несколько десятков раз, пока не выучишь правильный порядок действий.
К слову, надо сказать, что полицейские погони к концу игры начинают утомлять. С одной стороны одна хорошая погоня с лихвой перекрывает требования босса к рейтингу, но как иногда бывает тяжело эту одну хорошую погоню провести, особенно к высоким уровням. Низкоуровневые копы становятся слишком хрупкими и медленными, а высокоуровневые - слишком неубиваемыми и наглыми. Особенно впечатляют тяжёлые джипы, появляющиеся ниоткуда именно там, где им удобнее тебя встретить - а на хвосте 15 полицейских Корветов, которые намертво блокируют любые поползновения в сторону побега. Если к этому моменту накатано уже минут 15 погони (и не в первый раз) - становится несколько обидно и даже хочется клавиатуру разбить от праведного негодования.
Вообще, кстати, баланс сложности в Most Wanted странный предмет - он вроде бы есть, а вроде и нет. Выбор сложности разработчики предпочли убрать, прописав игре адаптацию к уровню игры прокладки между рулём и сиденьем, но сбоит эта адаптация через раз. То срабатывает слишком наглый "кетчуп", отыгрывающий по девять секунд отрыва игрока без ошибок с его стороны, то соперники услужливо притормаживают перед самым финишем, как будто вспомнив, что они здесь статисты, нужные лишь для зарабатывания игроком репутации. Самым же наглым становится босс под номером 9, который умудряется не прощать игроку вообще ни одной ошибки, периодически въезжая в 90-градусные повороты на скорости в 250 км/ч.
Кстати, всё разнообразие автомобилей в игре нужно только для того, чтобы купить первую и последнюю тачку в игре. Всё остальное вполне можно добыть "в бою", при достаточной доле везения и умения выходить из игры нештатными методами. Тем более, что соперники периодически катаются на достаточно имбовых тачках, которые зачастую даже прокачаны по максимуму.
Закончить же список придирок хочется заметным упрощением отдельных аспектов игры, взять тот же нитро-ускоритель. Тенденция к его обаркаживанию явно прослеживалась на протяжении трёх игр от Black Box, но в Most Wanted сделали самую наглую реализацию - он просто возникает из воздуха, причем чем быстрее едет игрок, тем быстрее накапливается газ в баках. Штош, разработчкам виднее. Ещё, конечно, сильно упростили тонкую настройку автомобиля - если во времена Underground 2 на динамометрическом стенде можно было часами подбирать передаточные числа в коробке передач и настраивать прижимную силу от спойлера, то в Most Wanted всё свелось к шести ползункам в стиле "налево - быстрее ускоришься, направо - выжмешь большую максималку" и "хочешь хорошо поворачивать - жми вправо на полную". Причем регулируется это всё на лету и хорошо что не во время гонки.
Ну и пару слов о гонках. После Underground 2 с её разнообразием игровых режимов, Most Wanted диковато выглядит - по большому счёту мы ездим или по кольцу (два вида гонок), или по незамкнутым трассам (четыре вида гонок). Дрифт в двух вариациях, Street X и дуэль по городу ушли в прошлое - да и с новой гоночной механикой реализовать их в игре было бы слишком сложно.
Тем не менее, стать легендой игре это не помешало.
Разбираемся в причинах величия
Так всё-таки почему именно Most Wanted 2005 года стал пиком серии, после которого существуют лишь отдельные удачные игры, а не великий сериал?
Во-первых, в игре было отсечено всё лишнее, оставлен лишь чистый адреналин. Забудьте всё, что написано в предыдущем разделе - это нытьё человека, который всей душой любит Underground 2 и ради текста про эту игру вообще затеял цикл Позавчерашних игр. Разработчики сделали потрясающе засасывающую игру, в которой есть гонщики, автомобили и полиция - а больше, по большому счету, ничего и не надо. Урезали визуальный тюнинг? Да и бог с ним, кто в реальной жизни будет приделывать роскошной Lamborghini Murcielago спойлер, углепластиковый капот и наклейку Sparco на лобовое стекло? Эта машина хороша и сама по себе, и не надо её уродовать своим видением прекрасного. Да и сам тюнинг теперь имеет прикладное значение, а не для просто того, чтобы он был. Не надо ездить по городу? Прекрасно! Всё равно в Underground 2 это отнимало слишком много времени, а в Most Wanted можно случайно нарваться на полицейских, встреча с которыми в данный момент ну совсем не нужная. Мало видов гонок и отбитый "кетчуп"? Зато сколько наслаждения доставляет победа в практически уже слитой гонке, когда соперник на последнем повороте попадает в зрелищную аварию! Впрыск адреналина обеспечен.
Ещё больше адреналина дают полицейские погони, в эту часть игры вложены не только большая часть сил и средств разработчиков, но и душа. Полицейские автомобили растут вместе с игроком, становятся всё быстрее, прочнее и опаснее, а погони становятся аттракционом не хуже американских горок, когда от одной ошибки может зависеть судьба двадцатиминутной погони. Их ещё и атмосферными сделали, когда в наушниках рёв машин дополняется полицейскими переговорами по рации с предупреждениями о заграждениях, шипах и внезапно вылетающих в лоб полицейских джипах. После каждой хорошей погони прямо-таки хочется выйти покурить на балкон (даже если не куришь), с лёгким дрожжанием конечностей.
Собственно, бояться есть за что - попавшись полиции придётся платить штраф, а то и машину на штрафстоянку сдавать, если вдруг монеты нету. В тюрьму тут не идут, но если машина была единственной - всё, геймовер, загружай последнее сохранение. Таких эмоций ни одна игра серии не дарила. Да, пусть к концу карьеры полицейские становятся чрезмерно назойливыми, а требования боссов - завышенными, но эта часть игры слишком увлекательна, чтобы обращать на это внимание. А для тех, кому было мало карьеры - в игре ведь есть ещё режим погони, где можно вдоволь поразвлекаться - там дадут поуправлять и полицейской машиной, и бетономешалкой, и даже посоревноваться с тяжёлыми джипами полиции на классической Chevrolet Camaro.
Во-вторых, игра максимально харизматична и стильна. Всё, начиная от оформления меню и заканчивая музыкальными темами (включая сюжетные ролики) направлено на то, чтобы показать крутость местного замеса. Максимально харизматична даже машина главного героя - это же BMW M3 GTR! Настоящая гоночная тачка, зверь о 380 лошадиных силах, выпущенный в количестве аж 10 экземпляров. Да ещё и с крутым обвесом, раскраской и спойлером! Не будем заострять внимание, конечно, на том, что на фоне остального зоопарка игры это тот ещё кактус, но символ игры на этот раз получился максимально запоминающимся - это вам не Honda Integra из Underground и не Nissan 350Z из Underground 2. Тачка получилась настолько крутой, что в следующих играх нет-нет, да и блеснет знакомый бело-синий полосатый бок старого доброго "Бумера".
В-третьих, Most Wanted стал максимальным развитием стритрейсерской темы "вглубь" - что ещё можно просить от разработчиков в следующий раз? Роскошный автопарк - на месте. Гонки с полицией - да вот они. Тюнинг, достаточный для выражения своего чувства прекрасного - бери и обмазывайся. Студия же, заточенная на производство одного и того же продукта, начала выдыхаться, новых идей становилось всё меньше и уже игра следующего года - Need for Speed: Carbon - была парадом самокопирования идей из предыдущих игр. Да, там появится система Autosculpt, позволяющая лепить оригинальные пепелацы при помощи стандартных запчастей, да, там будут любопытные эксперименты с игровым процессом - но всё это будет вторичным, и будет уводить нас от той чистоты гоночной аркады, которую нам продемонстрировал Most Wanted.
Подобную чистоту играм серии вернет лишь студия Criterion Games со своим Need for Speed: Hot Pursuit 2010 года, но перед этим серию будут ждать темные времена.
Впрочем, мы поговорим об этом в следующий раз.