История эта началась в далекие-далекие годы, еще во время Великой Отечественной войны.
- Коля, к нам Верочка переедет.
- Верочка – это кто?
- Это моя дальняя родственница. Она одинокая. Поможет нам по хозяйству, да и жить ей особо негде, жилье разбомбили.
- Я не возражаю, пусть живет, помогает тебе по хозяйству.
- Я тоже так думаю. Помощь лишней не будет, и мне есть с кем пообщаться.
Верочка приехала – вся испуганная. Помогала по хозяйству, вела беседы с Клавдией. Николай Иванович и его супруга очень полюбили Верочку, она стала частью их семьи. Писательская семья была не на последнем месте в иерархии того времени. Николай Иванович был членом союза писателей. И квартира четырехкомнатная, и дача персональная - всё было. Есть где жить, и где помогать. Одно огорчало семейную пару - не было детей.
Верочка с удовольствием и восхищением относилась к своим почти родным людям, переживала за них, а как-то пКлавдия заметила неладное.
-Верочка, неужто ты ребенка ждешь?
Верочка расплакалась.
-Я не хотела, а он бокал мне налил, а потом я как-то расслабилась, и не могла сопротивляться.
- Это Алексей? Я с ним поговорю.
Но Алексей от всего отказался, а его родители просто поссорились с Клавдией.
- Это все ваша родственница – соблазнила мальчика. Она-то уже не молода, а он совсем юный.
- Теперь все – я одинокая мама. Как жить. Стыд-то какой,- плакала Верочка.
- Нечего слезы лить,- сказала Клавдия. – Воспитаем. С Николаем я поговорила. Ребенка мы усыновим, а ты будешь нормально жить у нас, если захочешь. помогать в воспитании ребенка. Только уж родителями будем считаться мы. Расскажем все, когда вырастет.
Вера согласилась.
Когда на свет появилась симпатичная девочка, Николай и Клавдия ее удочерили. Аленушку они просто обожали. Вера жила у них, устроилась работать, но и по дому помогала. Маленькая Алена в детстве считала Веру тетушкой, только когда уже стала взрослой, узнала все. Но Верочку она любила.
Вера же так и не вышла больше замуж, жила ради Аленки, боялась любых отношений.
Шли годы, вот и Аленка выросла, вышла замуж, родила дочку Валентину. С малышкой успели понянчиться весьма пожилые бабушка и дедушка. Не дожив до перестроечных времен, ушла в иной мир Клавдия. Николай очень тосковал, пережив свою жену на 4 года. Ухаживали за ним Верочка с Алёнушкой, радовала его маленькая Валентина.
Вера и Алена плакали. Ведь это была такая поддержка и опора, и любили они Николая с Клавдией, по-настоящему стали родными.
Маленькая Валентина подрастала. Шло время, распалась страна. В большой квартире жило три поколения: Весьма пожилая Верочка, ее дочь Алена и внучка Валентина с мужем.
Квартиру они приватизировали, по ¼ доли каждому. Жили мирно, в любви и согласии.
Верочки не стало в конце 90х годов, погоревали и продолжили жить, как и жили. Спустя 16 лет не стало и Алены. Вступая в наследство, Валентина обнаружила, что Верочкину долю никто не оформил, мать так и не вступила в наследство.
И Валя вышла в суд с иском к Департаменту имущества г. Москвы:
- Прошу установить факт родственных отношений между мамой и бабушкой, признании принятия наследства по факту мамой Аленой, признании права собственности за мной, как внучкой, наследницей по закону, на ¼ долю в квартире, принадлежащую бабушке.
Департамент возражал:
- По закону ребенка усыновили, а усыновленные и их дети утрачивают право наследовать за родителями, у которых их забрали. Закон такой. Долю просим отдать городу.
- Но с 1944 года бабушка, мама и Клавдия с Николаем проживали одной семьёй, родственных отношений не теряли, в связи с чем по гражданскому законодательству того времени на момент своего усыновления мама Алена могла наследовать имущество после смерти своей родной матери Верочки.
- У нас сейчас другое время,- заявил суд, и в иске Валентине отказал, а требования Департамента удовлетворил.
Валентина обжаловала, и ее жалоба только со второго раза дошла до Верховного суда (в первый раз было отклонено, не хотели рассматривать, все просто и правильно решено, первоначально посчитал Верховный суд).
Рассмотрев очень сложное дело, Верховный суд разъяснил:
Законодательство того времени отличалось от современного. Это сейчас усыновленные и их дети не наследуют по закону за биологическими родителями.
Усыновление Алены произведено Клавдией и Николаем в 1948 году на основании действовавшего на момент усыновления Кодекса законов о браке, семье и опеке от 19 ноября 1926 г.
- Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года не содержал ограничений в отношении неимущественных и имущественных прав усыновленных в отношении своих биологических родителей.
- Согласно разъяснениям Народного комиссариата РСФСР юстиции от 1927 года к статье 57 Кодекса законов о браке, семье и опеке от 19 ноября 1926 г. усыновление не может влечь за собой лишение усыновлённого права на наследование имущества, оставшегося после смерти его родителей.
Алена фактически приняла после своей матери наследство. С учетом вышеизложенного решение судов незаконно. Да и сами судьи Верховного суда не сразу разобрались.
Дело вернулось в районный суд, тот пересмотрел дело и решил:
Исковые требования Валентины удовлетворить. Признать факт родственных отношений между ней и ее биологической мамой.
Признать факт принятия Аленой наследства, оставшегося после смерти биологической матери.
Признать право собственности в порядке наследования по закону за Валентиной.
В удовлетворении встречного иска Департамента городского имущества города Москвы отказать.
Валентина оформила квартиру в собственность, выдохнула. Да, натерпелись страхов и волнений. Так и в коммуналке можно оказаться.
*имена взяты произвольно
В основу положены:
Определение Верховного суда РФ от 11.04.2017 по делу №5-КГ17-31 (ссылка ТУТ)
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02.06.2017 по делу № 02-3084/2017 (ссылка ТУТ)
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.