Решила поделиться двумя историями: первая про дружбу, которую через несколько лет назовут «токсичной», вторая – про изжившую себя дружбу и переживание утраты.
На втором курсе универа я осознала, насколько мне больно дружить с моей лучшей подругой. Конечно, осознала не внезапно, а очень закономерно: благодаря тоннам психологического контента я подобрала слова, чтобы описать, что было в наших отношениях не так. С ней, из-за её смешков и обзывательств-«шуток», я чувствовала себя некрасивой и нелепой.
Я предложила ей менять нашу дружбу, на что она ответила, что «идеальна и меняться не будет, а я могу, если хочу». А я поняла, что в этих отношениях как они есть существовать не смогу.
Сидела на кровати и думала, что ей ответить. Больше всего меня пугало, что чтобы завершить эти отношения, придётся отпустить прошлое, которое нас связывало. Я буквально росла вместе с ней, наш общий опыт был большой частью меня. Как я смогу отпустить часть себя?
Но отпускать прошлое не пришлось. Воспоминания и всё, что мы пережили вместе, остались со мной, потому что принадлежат только мне. Я могу быть с другими людьми, одна или с ней, но всё, что мне дала эта дружба, – навсегда моё.
Я тогда остро почувствовала свою свободу поступать как хочу и выбирать тех друзей, каких хочу, менять свою собственную реальность, но одновременно ощущала сильный страх остаться одной.
Страх я преодолела, проговорив вслух всё, что у меня останется, если мы расстанемся. Оставались другие друзья, университет и увлечения, семья, и я выбрала расстаться.
Оставшись без её насмешливого взгляда, я постепенно, как помятый цветочек, расправилась и убедилась, что никакая я не нелепая и очень даже красивая.
Со второй подругой я рассталась уже после университета, нашей дружбе было тогда около 13 лет. Я злилась на неё, но долго избегала других чувств, вины и грусти.
Я не хотела признавать, что утрата настолько близкого человека значима и влияет на меня. А она влияла. Я злилась, заходила на её страницу и злилась ещё больше.
Расставание с близким человеком – это утрата, даже если он не умер. И помимо гнева, прежде чем мы реорганизуем жизнь, у нас могут быть к нему разные чувства. Кому-то наоборот сложно разозлиться на объект утраты, громче звучит грусть или вина.
Чем больше чувств мы позволяем себе к тому, с кем расстались, тем ближе наш процесс горевания к здоровому. Это расставание я проживала около года.
Больше материалов в Тг-канале https://t.me/smotrim_community
Автор: Филиппова Александра Евгеньевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru