Хочу поговорить сегодня об инклюзии.
А именно – об образовании. С одной стороны, инклюзия – это прекрасно! Дети не будут бояться инвалидов и перестанут считать их «иными».
С другой стороны, до какой степени инклюзия допустима?
Лет 8 назад пришёл ко мне на приём мальчик лет восьми. Не сам пришёл, конечно, мама привела.
Уже и не помню, с какой проблемой, вот только минут через 10 от начала приёма этот мальчик зашёл мне за спину… и начал душить!
Мама лишь рассмеялась: «Доктор, ну что ж вы его к себе за спину пускаете? Он всегда, когда боится, начинает душить!».
Понимаю и принимаю ли я такую ситуацию как врач? Однозначно да.
Хотела бы я, чтоб мой сын учился в одном классе с таким мальчиком?
Однозначно нет.
Или история про мальчика, который бросался на окружающих, когда ему казалось, что не хватает воздуха. Я писала об это раньше.
Да, он дошёл до психиатра и получил своё лечение. Но кто знает, когда лекарства перестанут действовать так эффективно, как раньше?
Другой пример «хромающей инклюзии» случился в школе, где работает моя свекровь.
К ним направили мальчика подростка на коляске. И вроде ничего страшного в этом нет, наоборот! Давно пора «выпустить» колясочников из дома и сделать для них и правда безбарьерную среду, а не пандусы, больше напоминающие рампы для скейта.
Вот только одно большое НО!.. Эта школа находится в здании 1830 года постройки. Там нет лифтов. И адекватных пандусов. И ничего этого не будет, так как лепина и куда ни прикоснись – историческая ценность. КГА ни в жизнь это не согласует.
И тьютор был. Хрупкая возвышенная девушка. Которая никогда не поднимет коляску с подростком по лестнице на два этажа вверх.
Мальчик проучился четверть. Родители всё поняли и перевели его в новую школу в новостройках. Там, к счастью, и пандусы, и лифты, и все условия.
А директор школы моей гимназии получила выговор за то, что не «смогла создать условия для инклюзивного обучения».
Так вот. Где граница допустимой инклюзии?
Если ребёнок посреди урока снимает обувь и кидается ей в учителей – это допустимо?
А если непроизвольно выкрикивает слова?
Если плохо ходит из-за ДЦП?
Если хуже усваивает материал из-за дисграфии и дислексии?
Если постоянно ходит с ингалятором из-за астмы?
А если с мочеприёмником на боку?
А если может упасть в приступе эпилепсии?
Или постоянно мерять глюкозу из-за сахарного диабета?
Моё врачебное и материнское мнение – почти любой физический недуг допустим в рамках грамотной инклюзии. Когда и пандусы, и уборные с поручнями, и тьютор на подхвате. Тот же самый сахарный диабет – ну и что? Да, так бывает, но записывать этих людей в «инвалидов» в самом паскудном значении этого слова – неприемлемо.
Но что касается серьёзной стационарной психиатрии – однозначно нет. Это страшно и непредсказуемо.
Какое ваше мнение?
Я пока не определилась до конца, рамки дозволенного и недопустимого сдвигаются в разные стороны.