Следующий резкий скачек в развитии психики ребенка-это возраст 6-7 лет. Кризисы всегда сопровождаются переходом на следующий уровень.
Если знать о том, какой переломный момент переживает ребенок, то кризис продлится не более 3-4 месяцев, а если перелом в нужном направлении не случится, то может продлиться дольше.
Именно в этом возрасте физическое тело ребенка уже полностью развилось, и теперь будет только идти в рост. Теперь он уже не беспомощен, как раньше, и фокус внимания его направлен больше на эмоциональное и умственное развитие.
Ребенок начинает понимать себя внутри и снаружи, появляется свое личное сознание. Первоклашка находится как бы на вершине детства, так как сохраняет еще много детских качеств, таких как легкомыслие, наивность, безотчётность своим действиям и поступкам, взгляд на взрослого снизу вверх. Но при этом он уже смотрит в сторону взрослости постепенно утрачивая детскую непосредственность в общении, поведении, у него появляется логика мышления, свои ценности и установки.
Если в детский сад идут не все дети, то школа это обязательный элемент этого возраста. С приобретением нового статуса "Школьник" ребенок начинает свою социальную адаптацию в обществе. Ему уже не так интересно играть в игрушки, появляются новые интересы. С новыми наниями приходит новый опыт, но уже не только вязанный с личными победами, но и с победами над другими. Ребенок начинает адаваться вопросами:
- Кто Я? На что способен? Что могу, а что – нет? Чем я отличаюсь от других? Это хорошо или плохо для меня? Как меня принимают или почему не принимают?
Играть ребенок уже предпочитает с кем-то, а не один. Чувства, которые возникают в процессе игры, также приобретают иную окраску и глубину. Пробуждается интерес к играм с правилами, настольным и спортивным играм, которые привносят элемент соревнования, требуют смекалки и формируют дух соперничества со сверстниками.
Детям нравится представлять себя взрослыми, придумывать всякие сюжетно-ролевые игры, где девочки в роле мамы и дочки, а мальчики строители, водители или директора, примерять взрослые костюмы, наряжаться, краситься. Игра приобретает функцию микромира для ребёнка, где он может для себя придумать любой образ взрослого и обыграть его. В этом случае необходимо понимать, что образы могут быть не только разными, но и асоциальными. Главная возможность, которая даётся в игре – это «поднятие вверх», т. е. «как будто бы я вырос!». А, значит, ребёнок может себя «понарошку» почувствовать сильнее, умнее, круче, храбрее, смелее, находчивее и т. д., чем в реальной жизни. Здесь нужно понимать – к чему он стремится, кому хочет подражать, так как идеалы могут быть и опасными для развития младшего школьника.
В этом возрасте дети любят друзей, но не выделяют никого в особенности и по отдельности. Очень привлекают домашние животные и игры с ними, однако, взять на себя ответственность ухода за ними дети пока ещё не могут, только под присмотром и указаниями родителей.
К сожалению, детям данного возраста свойственны хамство, грубость, пререкание с родителями и даже агрессия, тем самым, они показывают свою значимость перед ними, потому что по-другому просто не умеют демонстрировать свою «взрослость», у них недостаточно жизненного опыта.
Правила общения с ребёнком
- С обретением статуса школьника, в семье тоже должны появиться для ребенка обязательства, и ответственность за не выполнение их. Необходимо установить чёткие и понятные границы, обязанности и ответственность за свои поступки каждому члену семьи для того, чтобы ребёнок понимал, что правила действуют не только для него одного.
- Очень сильно задевает ребенка, когда взрослые начинаеют высмеивать, унижать или обзывать ребенка за его дурной поступок. Если он провинился, то оценивать только его поведение или плохой поступок с разъяснением того, что недопустимо. Это только усугубит ситуацию и ваш сын или дочь отдалятся от вас, если не навсегда, то точно надолго.
- Учите ребёнка брать на себя ответственность за свои поступки и принимать самостоятельные решения. «Я думала, ты сама догадаешься, но ты всю неделю делала уроки перед самой школой и недостаточно хорошо усваивала материал, а, значит, мне придется самой усаживать тебя за уроки пораньше, напоминать обо всём, как маленькой! Но я верю, что ты всё обдумаешь и, мы снова попробуем!» – вот пример правильного тона и оборота речи адекватного родителя. Тем самым, вы позволяете своему ребёнку быть самостоятельным, но можете и ограничить эту самостоятельность, объясняя, что видимо он недостаточно ещё повзрослел.
- В случае конфликта с ребёнком не нужно «выключаться» (выходить из комнаты, хлопать дверями, говорить: «Что же из тебя вырастет?!»), а просто молча продолжить заниматься своими домашними делами. Вашему сыну или дочери полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что прав, но отказывается от борьбы, который как бы молча говорит: «твой ход», «сам знаешь, как поступить». Это означает, что взрослый не воюет, а пытается мудро отпустить ситуацию, но только на время, чтобы все успокоились и со свежими мыслями продолжили разговор.
- Интересуйтесь жизнью ребенка, постарайтесь вместе увлечься чем-то современным и актуальным для молодежной субкультуры, идите в ногу со временем и тогда ваш сын или дочь будет считать вас другом.
- Обсуждайте планы, интересные ситуации из жизни, делитесь информацией, попробуйте поболтать на позитивные моменты жизни. А если хотите быть на одной волне, то просто чаще слушайте, а не только говорите сами.