Найти тему
Бренды на коне

Как выжить среди токсиков на работе и не поехать кукухой

Оглавление

Мы стараемся избегать токсичных людей и не общаться с ними, если здоровье психики нам дорого. Но что делать, если приходится с таким человеком работать? Токсиком может оказаться коллега или целый коллектив, босс или заказчик. Давайте разберёмся, как себя правильно в такой ситуации вести.


Во-первых, не получится защититься от токсичности, если её не распознать. К сожалению, такой стиль общения встречается сейчас настолько часто, что многие принимают его за норму. Но это не норма. Стоит насторожиться, если человек рядом с вами ведет себя следующим образом:

• Проявляет пассивную агрессию. Это такое поведение, когда человек не говорит прямо о том, что ему не нравится, а доносит это косвенно. Это могут быть оскорбительные шутки, подколы, неуместная критика;
• Сплетничает и плохо отзывается при вас о третьих лицах;
• Хвастается с целью принизить вас и сравнивает себя с вами не в вашу пользу;
• Открыто грубит, оскорбляет или повышает голос;
• Манипулирует, пытаясь вас заставить делать то, что нужно ему;
• Критикует вас не по делу и придирается.

Что с ним не так?


Теперь давайте подумаем, почему человек так себя ведёт. Почти всегда за таким поведением и желанием принизить другого стоит дикая неуверенность в себе. Но мы не предлагаем "понять и простить". Чужие психологические проблемы — не ваша забота, и решать их за ваш счет никто не имеет права.

И что делать?

Если такой человек вам очень нужен для работы, и общения с ним не избежать, попробуйте следующее:

1. Самое банальное, но самое необходимое: минимизируйте контакт с таким человеком. Не пытайтесь ему что-то доказать и спорить, это бесполезно.

2. Не нужно его "зеркалить", надеясь, что он увидит свое поведение со стороны и что-то поймёт. Правда, как известно, глаза колет. Это только усугубит напряжение между вами.

3. Не стоит выслуживаться и стараться угодить в надежде получить похвалу и расположение. Таким людям не угодить. Просто делайте свою работу и не более.

4. Если вам не понравился тон, в котором с вами говорят или другое обидное поведение, скажите об этом. Сделайте это сразу, как только поняли, что это не единичный случай. Не ждите, пока недовольство накопится так, что вам сорвет крышу. Иначе весь негатив выйдет наружу с такой силой, что вы же и покажетесь неадекватным.

5. Говорить о своих границах надо мягко, но чётко. Не с интонацией обиженного ребенка, а как человек, уверенный в своем праве и своих словах. Для этого вы сами должны верить в то, что говорите. Да, вы действительно имеете право на человеческое отношение.

6. Говорите по факту. Если ситуация произошла сегодня, а ваше недовольство ей подъедет завтра — ваши слова не воспримут всерьез. После драки кулаками не машут.

7. Говорите прямо. Называйте вещи своими именами. Не скатываетесь в ту же пассивную агрессию, пытаясь донести свою мысль через ответные обидные шутки и подколы.

Это всё проделывается лишь один раз. Если оппонент с первого раза не понял, к сожалению, в его поведении уже ничего не поменяется.

А если лучше не стало и уже вряд ли станет?

И здесь остаётся два варианта: терпеть или уходить. Если выбрали терпеть, вам поможет в этом:

• Определить цель — ради чего вам выгодно сейчас оставаться в этом проекте/организации.
• Поставить дедлайн. Психика не резиновая и не может терпеть бесконечно, не повредившись.

Это может звучать так: «Я доделываю этот проект за месяц, ради вот этой суммы, которая мне нужна на вот эти нужды. Потом я больше этого заказчика в работу не беру». Главное сдержать потом данное себе обещание.


А иногда, честно поговорив с собой, можно понять, что свои нервы дороже. В море полно рыбы, а на свете полно адекватных начальников, коллег и заказчиков. А вы у себя один. Берегите себя.

Больше о маркетинге и креативных идеях для бизнеса в нашем Telegram-канале: @brand_horse