Найти в Дзене
MILITAN

F-22 Раптор. Высокие эксплуатационные расходы, низкий объем производства, запрет на экспорт.

Оглавление

Истребитель пятого поколения Раптор сочетает в себе скрытность, современную авионику и высокую скорость. F-22 является важнейшим компонентом "Глобальной ударной оперативной группы" и предназначен для быстрого установления господства в воздухе и отражения угроз. И это не мои слова. Это цитата с "брошюры" Локхид Мартин. Но сегодня мы обсудим все недостатки этого разрекламированного американского самолета.

Самый дорогой истребитель в ВВС США.

Модель F-22А, пожалуй, самый дорогий истребитель ВВС США. Но, несмотря на цену, которую за него заплатили, самолет никогда не применялся в зонах боевых действий. Если не считать перехват китайских метеозондов, конечно.

Стоимостью удивляет не только сама машина, но и высокие эксплуатационные расходы. Для использования Рапторов требуется большой набор наземного вспомогательного оборудования. Но, несмотря на это, по какой-то причине он ограничен в обмене данными с самолетами союзников. Даже в бою Раптору нечем похвастаться. Меньший выбор вооружений, поскольку он не способен нести его на внешних подвесах, и, что более удивительно, он недостаточно маневренный, чем существующие иностранные конкуренты. Согласен, что поиск и определение плюсов и минусов современных боевых самолетов - скользкий процесс. Среди множества вариантов и уникально настроенных машин мало постоянных величин.

"Глуши мотор, нас списали!" Высокие эксплуатационные расходы, низкий объем производства, запрет на экспорт. Все недостатки, погубившие программу F-22 Раптор.
"Глуши мотор, нас списали!" Высокие эксплуатационные расходы, низкий объем производства, запрет на экспорт. Все недостатки, погубившие программу F-22 Раптор.

Программа F-22 Raptor.

Согласно первоначального контракта, компания Локхид должна была произвести девять одноместных, два двухместных и два самолета в конфигурации 638 для наземных испытаний. Принятая на вооружение машина мало отличалась о первых прототипов. И даже со временим не особо подверглась изменениям. Вот какая уникальная машина.

Ожидалось, что контракт на серийный выпуск будет включать 750 самолетов. Предвкушая большой государственный заказ и притока зарубежных клиентов, компания Локхид инвестировала в проект 675 миллионов долларов собственных средств. На сегодняшний день это порядка 1,5 миллиардов грязных зеленых бумажек. Но тут СССР нанес по амбициям оружейников серьезный удар. Он распался.

Внешняя угроза США перестала существовать, и ВВС не смогли выпросить денег на запланированную закупку, которую планировали начать в 1994 году. Через два года контракт был сокращен до 648 машин, еще через год - до 339. В 2004 году заказ снизился до 277 единиц и до 183 самолетов к 2006 году. Правда, в 2008 году к серийному производству добавили четыре самолета. В конечном итоге было произведено 195 самолетов, из которых восемь подверглась тестам и в войска не поступили. Последний Раптор был передан в ВВС США 2 мая 2012 года.

К этому времени сам производитель претерпел изменения. В 1993 году Локхид приобрела подразделение Дженерал Дайнемикс в Форт-Уэрте, а через два года - компанию Мартин Марриетта. С 1995 года название гиганта изменилось на Локхид Мартин.
Высокие эксплуатационные расходы, низкий объем производства, запрет на экспорт. Все недостатки, погубившие программу F-22 Раптор.
Высокие эксплуатационные расходы, низкий объем производства, запрет на экспорт. Все недостатки, погубившие программу F-22 Раптор.

Запрет на экспорт.

Всякая надежда продать самолет рухнула, когда он попал под действие федерального закона, который запрещает его экспорт любой иностранной державе. Все это несмотря на проявленный интерес со стороны Японии и Австралии, которые хотели купить его, а не менее дешевый F-35. К Раптору присматривался и Израиль, но в итоге выбрал F-35. В Конгрессе даже рассматривали вопрос продать Израилю партию Рапторов с "обрезанным" функционалом. Но согласия не нашли. Общая стоимость разработки, испытаний и покупки 195 самолетов составила около 108 миллиардов долларов, что составляет около 340 миллионов долларов на каждый самолет без учета затрат на подготовку производства.

Эксплуатационные расходы.

Стоимость эксплуатации F-15C составляет 42 000 долларов за час. На 10 000 долларов меньше у F-15E Strike Eagle. Использование истребителя F-16C Fighting Falcon стоит 22 500 долларов. По сравнению с этими "дешевками" F-22A стоит более 68 000 долларов в час. Всему виной низкий производственный цикл и более высокие расходы на техническое обслуживание и полеты. Объясняется это тем, что у него больше оборудования, требующего дорогостоящей вспомогательной инфраструктуры. Для сравнения. Расчетная стоимость использования F-35A составит около 32 500 долларов за час. Сюда включены расходы на полеты и техническое обслуживание - которые, как планируется, станут еще меньше по мере внедрения усовершенствований и эффективных методов эксплуатации.

Высокие эксплуатационные расходы, низкий объем производства, запрет на экспорт. Все недостатки, погубившие программу F-22 Раптор.
Высокие эксплуатационные расходы, низкий объем производства, запрет на экспорт. Все недостатки, погубившие программу F-22 Раптор.

Что в итоге?

По выше сказанным причинам и из-за развития более совершенных систем ВВС США не намерены сохранять свои Рапторы до запланированного 2030 года. Тем не менее компания Локхид Мартин заявила, что продолжит модернизацию Раптора, чтобы сохранить его пригодным для противодействия самым современным угрозам. По крайней мере, до того, пока не будет внедрена система господства в воздухе следующего поколения NGAD. Next-Generation Air Dominance - совместный проект ВВС и авиастроительных компаний США по созданию истребителя шестого поколения.

Читать еще:

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!
Так же приглашаю подписаться на наш телеграмм-канал:

Ⓜ️ILITAN