Статья о суде с автосалоном вызвала интерес аудитории.
Текущая статья продолжит тему, но в другом ключе. На материале из книги и на примере из жизни рассмотрим какие ошибки при покупке совершать на стоит. В конце статьи два приятных бонуса для тех, кому нужны вспомогательные материалы как купить автомобиль и не пожалеть.
Недавний случай.
Произошла одна нелепость. Дома нашла учебник auto.ru "Как купить машину и не пожалеть". Книгу подарил сервис в начале 2020 года на мероприятии, когда работала в автобизнесе. Глупо осознавать, что такой материал пролежал, а обратила внимание только тогда, когда с полным факапом приобрела подержанный автомобиль в 2021 году.
Ощущения при прочтении ужасные. Каждый второй пункт напоминал о тех ошибках, которые допустила при покупке. Peugeot 308 - второй автомобиль. Покупка первого Peugeot 307 в 2018 году прошла без проблем. Автомобиль приобретала тоже в автосалоне города, но другом.
В первой статье писала, что до сих пор не знаю, под действием каких чар оказались при приобретении. Важно помнить, что бы ни чувствовали, какие бы ошибки ни допустили. Согласно закону о защите прав потребителя, продавец обязан заранее предоставить необходимую и достоверную информацию, которая поможет сделать правильный выбор. Автомобиль с двадцатью недостатками: продавец обязан предупредить.
Поэтому внимание акцентирую на главах книгах, которые имели отношение к собственной ситуации.
О чём книга.
Книга рассказывает о правилах покупки нового и подержанного автомобиля. Содержание включает 17 глав, оформление просторное, на понятном языке, читается легко даже тем, кто далёк от автомобилей.
Глава 2. Как не дать себя обмануть.
Здесь произошла первая ошибка: выбор автосалона. Не изучила отзывы, не поискала информацию о судебных делах. В компании работал знакомый, которому доверяла. Тогда не знала, что ситуация развернётся таким образом. Автосалону не принадлежит статус официального дилера, при этом и не серый дилер. Свиду классический автосалон, который продаёт б/у машины. Положительные отзывы присутствовали, но в меньшем количестве.
Рекомендация: прежде чем покупать, ищите в интернете максимум информации. Даже в том случае, когда работает человек, который уверяет, что с покупкой проблем не будет. Даже если муж или жена там работает. Доверяем, но проверяем.
Глава 3. Пробег автомобиля.
Пробег машины оценивала только на стадии просмотра объявления, который составлял 150 000 км и это устраивало. При выдаче автомобиля не сверила показания одометра с информацией в договоре.
Рекомендации:
- приобрести отчёты с платформ (автокод, авто.ру, дром.ру), которые показывают историю пробега, ремонта;
- одометр сфотографировать в день выезда из салона, в день приезда на СТО, сверить информацию в диагностической карте. При техосмотре мастер поставил пробег из договора, а не с одометра, не заметила.
Глава 4. Звонок продавцу.
Здесь провал. Причина выбора автосалона это знакомый. Звонков по объявлению не делалось. Сотрудники, с которыми общалась при консультации не говорили того, что настораживало. Также не просила VIN-код. При получении кода проверила бы автомобиль по базам и поняла бы, что с ним не так.
Глава 5. Проверка автомобиля по базам.
Как и писала выше, тут главная ошибка: отсутствие проверки. Где проверять:
Отчёты по Пежо приобрела уже только в процессе суда, как доказательство вопросов по пробегу. Также показать судьям объявления, которые размещал продавец. Судьи отчёты приобщили к материалам дела, не отказали.
Стоимость двух отчётов составила 394₽, купила бы до покупки, не приобрела бы автомобиль. Материалы открыли: несоответствие пробега, 9 владельцев вместо 6, о которых говорил продавец, о ДТП в августе 2021 года. Пример отчёта авто.ру и пример отчёта с дром.ру по автомобилю Peugeot 308 VF34C5FWF55195877.
Глава 6. Проверка ПТС автомобиля.
Не обратила внимание на то, что ПТС дубликат. У автосалона не спросила из-за этого причину. После прочтения книги посмотрела на старую ПТС и заметила момент. Автомобиль купил 22 октября 2021 года некий гражданин, который так и не поставил машину на учёт за месяц владения. Автосалон приобретает автомобиль 15 ноября 2021 года. Тут тоже требовалось задать вопрос: почему автомобиль не поставили на учёт и как довезли с Кургана до Тюмени с одинаковым пробегом. Собственная ПТС уже делалась новой, платила государственную пошлину, по причине отсутствия места для дальнейших записей.
Глава 7. Осмотр автомобиля.
Первый момент: правильное место и время. Автомобиль покупала вечером, за час до закрытия автосалона, что запрещается делать. Новый автомобиль покупать в вечернее время ещё позволительно, процент автомобилей с дефектами минимальный. Для б/у автомобилей только утром или днём. Один человек даже прокомментировал, что до 11 - 12 часов дня лучше делать осмотры и покупки.
Автомобиль осматривала, но на улице при свете фонарей, в помещении при искусственном освещении. Это не позволило увидеть дефекты и что цвет крыла отличается относительно других частей автомобиля.
Второй момент: не спешить покупать и осматривать. Сотрудники автосалона торопят, комментируют, что автомобиль в порядке, сомневаемся. При покупке случилось так. Сотрудник говорил: на автомобиль уже претендуют другие и принимать решение надо быстро.
То, что на осмотр рекомендуется взять толщиномер, фонарик, газеты не знала. Для девочки это слишком тяжело. Теперь знаю, что делать при следующем поиске автомобиля. Даже уже разобралась, как это работает. Книга детально поясняет процесс.
При осмотре автомобиля ещё нашла несоответствия объявления, по которому выбирала. В объявлении говорилось о наличии обогрева сидений, по факту отсутствовали.
Третий момент: комплектация элементов. Также не обратила внимание на отсутствие буксировочной петли. К машине ещё шёл только один ключ с сигнализацией. Спустя два месяца после покупки, когда подала иск обнаружила, что под чехлом корпус сигнализации без задней крышки, которую держит батарейку. Момент при покупке не проверяла, не посчитала, что тут возникнут проблемы. При отсутствии второго ключа автосалону или владельцу рекомендуется сделать дубликат. Ключ потерялся и отсутствует: такой автомобиль покупать не стоит.
Глава 8. Проверка кузова автомобиля.
Пежо 308 - 2008 года. До этой покупки владела Пежо 307 - 2007 года. Внимание на коррозию не обращала, знала, что требовать идеального состояния у автомобиля такого возраста бессмысленно. Осмотр провести надо было, это сказалось на состоянии автомобиля за период, пока стоял.
Глава 9. Проверка салона автомобиля.
Состояние салона пежо 308 при осмотре оказалось нормальным. Аккуратно, сиденья без повреждений, ручка коробки переключения передач стёрлась на процентов 40%. Потёртости на ткани отсутствовали. Швы или знаки смены обивки сидений не нашла. Руль выглядел приятно. Замок зажиганий просматривался без царапин. Накладки на педали, пороги, ковровое покрытие, ручки дверей стёрлись, но не сильно. Комфортно для автомобиля возраста 12+ лет. Приборная панель выглядела нормальной, без царапин. Ремни безопасности не запачкались, не растрёпывались. Салон внушал доверие и что об автомобиле заботились. Единственный момент к которому не было претензий.
Глава 10. Оценка состояния двигателя.
Здесь начинается смак. Проверка не проводилась. Из этой книги узнала: смотрите под капот, проверяйте уровни жидкостей, тестируйте. Для 70% людей это базовые знания, но когда покупаешь машину в автосалоне надеешься, что уж с двигателем проблем не будет.
Аргумент, который использовал автосалон в суде по поводу недостатков, что о них предупредили. Что было при покупке. После перехода к оформлению сделки менеджер сказал и показал, что в автомобиле горит знак «чек охлаждения жидкости». Также менеджер сказал: это не проблема, в сервисе поменяете масло и ошибка исчезнет.
По рекомендации сотрудников автосалона после покупки поехала на сервис менять то, что сказал менеджер. Диагностику добавляю как элемент, чтобы дополнительно узнать, что ещё предстоит выполнить. На сервисе поясняют, что на самом деле означает сигнал на приборной панели и что скрывает автомобиль.
Сигнал означал: «проверь двигатель», а не поменяй масло. Диагностика показала пропуски воспламенения в четвёртом цилиндре. Экспертиза это доказала и дополнительно выявила ещё одну ошибку с двигателем: неисправная система снижения токсичности отработавших газов. Такие дефекты требуют снятие двигателя, разбор и ремонтирования.
Автосалон не пояснил ошибку, не предоставил полную информацию, ввёл в заблуждение.
В законе о защите прав потребителей сказано, что существенные недостатки или нет требуется устанавливать, когда покупатель потребовал расторгнуть договор по истечении 15 дней после покупки. Недостатки Пежо 308 обнаружила на 6 день после покупки. Судьи Челябинска решили закон не брать во внимание и процесс ушёл в экспертизы.
Глава 11. Проверка подержанного автомобиля.
Первый момент - тестовая поездка, как это делается при покупке нового. Второй момент - техническое состояние автомобиля.
Из объявления автосалона на авито.ру: "Пройдено комплексное ТО, полностью обслужен".
Встретите такие описания - не верьте, везите машину на СТО.
Желательно выбрать автосервис, который специализируется на марке желаемого автомобиля. Автосалон, где покупала Пежо, не дал этого сделать. Менеджер ссылался на то, что автомобиль прошёл комплексное ТО, технически исправен, кроме одного момента "чек".
Диагностика автомобиля после покупки обошлась в 3 200₽, которая показала скрытые дефекты. При условии проведения диагностики до покупки, потеряла бы деньги, но сохранила бы нервы, время и ездила на другом автомобиле счастливая.
До этого покупала Пежо в 2018 году и там диагностика показала ремонт на 30 000₽. Сумма оказалась приемлемая, купила и за месяц привела машину в порядок. На Пежо 307 продолжала бы ездить, если бы не авария на обочине зимой в январе 2021 года. Машина защитила, но пришлось продать на разбор. Подозреваю, что автомобиль продолжает ездить после восстановления. Стоимость же ремонта Пежо 308 на ноябрь 2021 года составила > 150 000₽.
Поэтому не жалеем денег и везём на СТО. Автосалон отказывает, уходим.
Глава 13. Заключение договора – купли продажи.
Этот момент одновременно явился не правильным, но сыграл роль и повысил шансы на победу. Договор у автосалона на 1 страницу. Акт приёма - передачи отсутствовал. Чек о принятии денег в кассу компания не выдала. Эти моменты в зоне контроля продавца. Благодаря этому суд встал на сторону в вопросе о заявлении автосалона, что не оплатила автомобиль и якобы этих денег в кассе компании нет.
Также после получения первых возражений ответчика, подала заявление в налоговую инспекцию о нарушении закона о ККТ автосалоном. Заявление в полицию подала. Не написала заявление только в прокуратуру.
Автосалон же не объявил автомобиль в розыск. На последнем заседании суд просил представителя автосалона: если заявляете, что Истец не оплатил, то как отдали автомобиль и как структуры поставили транспортное средства на учёт. Ответ представителя: мы сами не заем как это получилось.
Поэтому внимательно читайте договор, подписывайте акт приёма - передачи с элементами, который включает машина, вплоть до листочка, который там лежит.
Что далее.
Далее книга рассказывает, как оформлять автомобиль. Это единственное, в чём проблем не было. Через гос. услуги подала заявление. Пришла в дату, которую назначили. Приняли, проверили документы, выдали номера, оформили.
Рекомендация.
Оценка - 10⭐ из 10.
Эту книгу рекомендовала бы людям, которые даже не хотят покупать автомобиль. Эти пункты полезно держать в голове для общего развития.
Бонус №1.
Книга уже не продаётся, но формат другой нашла. Авто.ру разместил и разбросал главы книг в формате статей на сайте, в некоторых материал даже обновили в 2023 году.
Воедино собрала статьи и сделала подборку согласно главам из книги. Материал проверила, схож, но отсутствует часть главы 12 и глава 14.
Глава 1. Новый или поддержанный?
Глава 2. Как купить новую машину и не дать себя обмануть.
Глава 3. Как купить машину с честным пробегом.
Глава 5. Проверяем автомобиль по базам.
Глава 6. Проверяем ПТС автомобиля.
Глава 7. Готовимся к осмотру автомобиля. + Как пользоваться толщиномером.
Глава 8. Проверяем кузов автомобиля.
Глава 9. Проверяем салон автомобиля.
Глава 10. Оцениваем состояние двигателя перед покупкой.
Глава 11. Проверяем поддержанный автомобиль перед покупкой: тестовая поездка.
Глава 12. Готовимся закрыть сделку. Покупаем у частника.
Глава 13. Заключаем договор купли- продажи.
Глава 15. Проходим техосмотр правильно.
Глава 16. Оформляем полис ОСАГО не выходя из дома.
Глава 17. Экономим на регистрации автомобиля в ГИБДД.
Бонус №2.
Похожий материал о покупке автомобиля нашла на другой платформе. На подобии авто.ру приводятся примеры объявлений из собственного сервиса, но информации схожа. Сравнений в некоторых главах меньше, но понимание на что обратить внимание присутствует.
Руководство на сайте автора выдаётся бесплатно, через отправку электронной почты. Ниже прикрепляю ссылку на методичку без отправки почты. Авторы в тексте разрешают делиться и рекомендовать.
Краткое руководство для покупателя подержанного автомобиля сервиса «Автокод».
В следующий раз при покупке пойду с этими двумя книжками, буду чекать и доставать продавцов.
Благодарю, читатель, что дочитал до конца. Подписывайся на канал, некоторые статьи в скором времени будут доступны только для подписчиков.
У меня также есть telegram - канал "Джедай маркетинга". Если удобна эта площадка, приглашаю. Пользу, заботу и честность гарантирую 😊 В нём публикуется ещё то, что не подходит под формата Дзена.