Найти тему
Цитадель адеквата

Существует ли время?

Есть мнение, что время – абстрактная, вспомогательная сущность для связки событий. Как килограмм. Кто-нибудь видел Килограмм (с большой буквы)? Да хоть бы и с маленькой – не видел. То же и секунд касается… Мнение, как легко видеть на скрине, несколько путанное, но интуитивно понятного происхождения. Только происхождения, впрочем. Само по себе это мнение едва ли понятно даже комментатору.

-2

Комментарий появился под статьёй об онтологических и семантических затруднениях, связанных с концепцией творения. Но творение – и Бог (с большой буквы) с ним. Пока же о времени, как «сущности абстрактной», – такие мнения действительно встречаются часто.

Вообще, абстрагирование – процесс отделение качеств объекта от самого объекта. Может быть, например, конкретный вес яблока, а можно оперировать и концепцией абстрактного «веса вообще». Помимо массы, цвета, формы, одним из аспектов которой является протяжённость в определённых направлениях, каждый объект обладает бесчисленным множеством разных качеств, которые могут быть рассмотрены в отрыве от него. Но – временем или длительностью? Определённо нет. Длительностью объекты не характеризуются.

Длительностью характеризуются процессы. Соответственно, можно говорить, как о конкретной длительность процесса, – бытия, например, – так и о длительности абстрактной – времени.

Чем вес яблока отличается от абстрактного «веса вообще»? Яблоко и его характеристики существует объективно. Вес яблока можно измерить. Абстрактный же вес измерить нельзя, – он субъективен и существует только в нашем воображении. Мы заметили что у всех объектов есть общая характеристика, и придумали для неё название «вес».

...О чём речь? О том, что время именно абстрактное понятие. Его, как и «Килограмм», увидеть – измерить – нельзя. Как нельзя, например, измерить пространство. Измерить можно только объективно существующие протяжённость и расстояние, – например, до космологической сингулярности.

Но расстояние-то измерить можно.

То же касается и времени. Его абстрактность не мешает нам непосредственно наблюдать (если что, без этого измерение невозможно) конкретные промежутки времени. Длительность процессов существует объективно.