Репутация - это устойчивое представление о человеке в глазах общества. Оно складывается из личных качеств, поступков, манеры поведения, особенностей мышления, образа жизни и различных успехов, о которых известно аудитории. На основе этого общего мнения формируются ожидания окружающих, поэтому в психологии репутацию называют социальной оценкой личности или набором стереотипов.
Несмотря на то, что общественное мнение о человеке субъективно и порой не совпадает с истинным положением вещей, оно серьезно влияет как на личные отношения, так и на успехи.
Важность репутации в современном мире
Ошибочно считать, что следить за репутацией стоит только политикам, крупным бизнесменам, кинозвездам и другим медийным персонам. Грамотно выстроенный личный бренд пригодится и обычным людям, например, при поиске работы. Многие работодатели анализируют не только навыки соискателей, но и их профили в соц.сетях.
Так, по данным портала онлайн-рекрутинга HH.ru, делают 76% компаний. Тем, кто работает сам на себя в качестве фрилансера или ИП, тоже стоит задуматься над репутацией. О доверии к отзывам в сети говорят около 89% покупателей, при этом 82% из них специально ищут негативные мнения о товарах или услугах перед покупкой.
Таким образом, управление репутацией пригодится как известным личностям, так и обычным людям. Оно поможет добиться профессионального успеха, найти последователей, завести полезные знакомства в обществе, укрепить свой социальный и финансовый статус.
Как управлять своей репутацией?
Но можно ли управлять репутацией? Да, и на это потребуется много сил и времени. Представление о человеке складывается на основе его поступков в прошлом и настоящем. На базе этого общество предполагает поведение человека в будущем. Поэтому любые личностные изменения или особенности поведения, замечаются окружением и влияют на их мнение.
Наш мозг охотнее замечает негатив. Потому плохие поступки могут жить дольше в памяти окружающих, ассоциироваться с конкретным человеком. Недаром существует поговорка: “Береги честь смолоду, а платье снову”.
Создание репутации. Человек должен укрепить доверительное взаимоотношение с людьми. Для этого нужно создать образ для большинства к поступкам личности, чем соответственно удастся изменить ожидания от неё. Чем больше положительных фактов увидит аудитория, тем выше будет уровень доверия. И наоборот: негативные факты, быстро снизят уровень доверия.
Восстановление и сохранение репутации. Подразумевается своевременное выявление порочащей информации, ее представление широкой аудитории в нужном, выгодном свете. От трактовки факта зависит многое. Одну и ту же информацию можно подать разным образом, в одном случае это опорочит репутацию, а в другом - улучшит.
Каждый шаг человека оставляет свой след в репутации. Можно ли быть идеальным во всем? Вопрос остается открытым. Большинство психологов сходится во мнении, что для всех быть хорошим нельзя. Нужно расставлять приоритеты, жить согласно личным ценностям. Важно помнить, что действия вносят больший вклад в репутацию, чем слова. Люди слушают, смотрят, но выводы делают на основе ощутимых, реальных результатов, а не того, что вы обещали и произносили.
Человек с хорошей репутацией подсознательно воспринимается как более симпатичный, к нему тянутся.
Ошибки при построении репутации
- Потеря контроля над собой. Срывы. (Придерживайтесь выбранной тональности, соблюдайте баланс между личным и профессиональным и не допускайте излишней эмоциональности).
- Полное копирование других людей. Потеря индивидуальности (Создавайте интерес к себе через свои положительные действия. Не нужно копировать других, чтобы создать или исправить репутацию).
- Критика людей за их спинами. (Не сплетничайте и никогда не говорите плохо о людях, которые Вам просто не нравятся. Так Вы скорее испортите свою репутацию, чем чужую).
- Думать, если у вас всё хорошо с репутацией сегодня, то завтра будет также. (Репутация может поменяться очень быстро, особенно, если Вы её не контролируете).
Бонус: список качеств, которые люди ценят и относят к положительным
- честность;
- исполнительность, обязательность;
- профессиональная компетентность;
- открытость;
- пунктуальность, тактичность, внимательность;
- способность признавать свои ошибки, извлекать из них пользу;
- постоянная работа над собой, непрерывное саморазвитие;
- конфликтоустойчивость, умение решать конфликты;
- способность принимать конструктивную критику;
- психическая устойчивость;
- психологическая гибкость;
- уверенность в себе;
- социальная активность, общительность.