Найти в Дзене

Зависимости: рейтинг факторов, созависимость,треугольник Карпмана, ВДА и ВДД

Оглавление

Зависимости – это не просто вредные привычки. Это целые деструктивные системы, ядовитые мины замедленного действия, которые незаметно отравляют жизнь Вам и Вашим близким. Узнайте, какие причины привели к этому, почему случается созависимость, как выйти из треугольника Карпмана и что делать, если в семье проблемы.

Важное о зависимостях

Под аддикцией (зависимостью) понимают форму деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема ПАВ или определенного вида деятельности. Существуют виды:

  • химические (от алкоголя, никотина, кофе, наркотиков и т.д.);
  • нехимические (от интернета, адреналина, порно, покупок, игр, соцсетей и т.д.);
  • промежуточные (от еды).

Если от чего-то хорошо, хочется этого каждый день, без него дискомфорт и тревога, хочется увеличить длительность и соврать, замечаются перепады настроения и раздражение, когда окружающие хотят забрать, – значит это уже ЗАВИСИМОСТЬ! А вышеперечисленное – характерные симптомы.

Аддикция развивается по
этапам. Зависимость формируется постепенно. Сначала человек открывает для себя способ, от которого легче (1, знакомство), затем прибегает к нему в трудные моменты (2, интерес). Потом это уже часть жизни (3, привычка) и начинает само управлять выбором (4, подчинение). И в результате замечается нарушение психологических и биологических процессов в организме (5, катастрофа). На каком Вы этапе? А Ваши близкие?

-2

Механизм зависимости формируется на основании трех аспектов:

  • Биологическом, где важную роль играет активации веществом центра положительных эмоций в головном мозге, плюс наследственность;
  • Психологическом, ведь аддикции формируются у людей с определенным личностным складом – неустойчивых, внушаемых, испытывающих трудности в совладании с негативными эмоциями, у которых не сложилось безопасной привязанности в детстве;
  • Социологическом, когда в детстве окружали люди с зависимым поведением, а в подростковом было много пропаганды.

Подробнее обо всем об этом можете почитать в первой статье по зависимостям «Почему возникает зависимость? 3 аспекта, виды, симптомы, этапы аддикций».

Профессор Российской академии естествознания, кандидат наук Мандель Б.Р. в своей «Аддиктологии» (ФГОС ВПО, 2014) продемонстрировал
рейтинг социально-психологических факторов, способствующих аддикциям (в порядке убывания значимости):

1. несостоятельность в учебе;

2. жестокое обращение с подростком в семье;

3. невозможность удовлетворить завышенные притязания в отношении своего будущего;

4. постоянные конфликты между родителями;

5. эмоциональное отвержение со стороны матери;

6. «семейный крах», резко изменивший социальный статус подростка;

7. алкоголизм матери;

8. бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей и других членов семьи;

9. помещение в специальный интернат для трудных подростков;

10. отвержение со стороны сверстников из-за физического недостатка;

11. вынужденная разлука с лицом, к которому была сильная эмоциональная привязанность;

12. положение «золушки» в связи с изменением состава семьи;

13. лишение роли «кумира семьи»;

14. непосредственно предшествующие злоупотреблению трагические события в семье;

15. развитие психоза у одного из родителей;

16. раскрытие факта усыновления;

17. переживание собственной сексуальной неполноценности;

18. наличие наркоманов – членов семьи;

19. скука, безделье, незанятость.

Созависимость и треугольник Карпмана

Созависимость — это попытка преодолеть проблему, которую испытывает близкий человек. Мы все неизбежно зависим от самочувствия, настроения, увлечений наших родных. Эта зависимость может приносить много положительных эмоций. Но если в жизнь человека входит аддикция, то гармония нарушается.

Симптомы созависимости:

  • нарушение нормального ритма жизни семьи, отказ членов семьи от своих увлечений, подчинение состоянию и настроению зависимого;
  • чувство вины за происходящее, постоянные взаимные обвинения;
  • желание опекать зависимого;
  • терпение его неприемлемого поведения;
  • отрицание проблемы, самообман и заблуждение, как механизмы самозащиты;
  • низкая самооценка с умалением своей значимости;
  • депрессии или апатии;
  • замороженные чувства;
  • ухудшение здоровья на фоне постоянного стресса, т.е. разные психосоматические расстройства;
  • постепенное замыкание, исключение социальных контактов с внешним миром;
  • задавленная, а на поздних этапах неконтролируемая, агрессия.

Созависимым, хоть они это и не осознают, необходимы так называемые токсические эмоции: тревога за зависимого, жалость к нему, периодическое появление чувств стыда, вины, обиды, ненависти. При удовлетворении этих патологических эмоциональных потребностей у аддикта возникает чувство удовольствия и облегчения.

Он попадает в
треугольник Карпмана (драматический треугольник). Это модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе Эрика Берна, впервые описанная Стивеном Карпманом в 1968 году («Fairy Tales and Script Drama Analysis»).

-3

Модель описывает 3 привычные социальные роли, которые люди часто занимают в ситуациях:

  • жертва – «меня обижают», чувствует вину, страх, стыд;
  • преследователь (= контролер, диктатор) – оказывает давление, принуждает или преследует жертву;
  • спасатель – вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

В созависимых отношениях (и не только) люди «сидят в этом драматическом треугольнике». Например, муж пьет, жена его спасает, мол, бедный-несчастный. Но секрет в том, что роли меняются. Уже скоро она его пилит за то, что он пьет, а следом – его жертва, когда он по-пьяни поднимает на нее руку. И пока хотя бы один из них не проработает свою психику, все будут бегать из угла в угол в «треугольнике».

Этот «треугольник» может быть в любых отношениях – дружеских, любовных, рабочих, детско-родительских… Но основное
содержание игры всегда одинаковое. Жертва провоцирует окружающих, чтобы кто-то выступил в роли Преследователя, который, появившись, обвиняет, требует, наказывает. Потом Жертва доказывает, что она здесь ни при чем, во всем виноваты другие, включая самого Преследователя, и ищет Спасателя, демонстрируя свои страдания и беспомощность. Спасатель включается в игру, старается помочь Жертве и защитить ее от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание, он ничего не добивается. За это Жертва обвиняет Спасателя, после чего он превращается в Жертву преследования, а та в Преследователя. И так до бесконечности. И дело не в том, что кто-то плохой или хороший. Просто в наши головы зашиты определенные механизмы на уровне нейросетей. Люди так функционируют. И все. Чаще всего они не хотят менять себя, а просто находят новых «игроков».

Чтобы выйти из «треугольника» нужно проработать свои чувства – невротические желания спасти, доказать или убежать. И затем в идеале – перестроить роли на конструктивные – Победитель, Созерцатель, Стратег. Но на практике мы обычно сталкиваемся с проблемой, что корни уходят глубоко в детство, в отношения с родителями, которые сами жили в этом треугольнике – друг с другом и с ребенком. Поэтому сначала приходится прорабатывать психологические травмы прошлого, а уже после приступать к коучинговым стратегиям.

-4

Естественно страдают не только «вторые половинки» зависимых и их родители. Наибольший вред получают дети. Потом они вырастают, но последствия остаются на всю жизнь.

ВДА, ВДД, ВДН, ВДП

Сообщество «Взрослые дети алкоголиков» (ВДА) первоначально появилось в 1973 году в США. И потом уже отделения открылись по всему миру, в том числе и в России. ВДА состоит из людей, желающих выздоравливать от последствий взросления в алкогольной или другой дисфункциональной семье. Семья может быть дисфункциональной, если родители или другие близкие родственники были химически или поведенчески зависимыми, психически нездоровыми, крайне религиозными, гиперкритикующими, перфекционистами, трудоголиками, ипохондриками, эмоционально недоступными или сексуальными насильниками. Поэтому выделяют так же ВДД, ВДН (…нарциссов), ВДП (…психопатов) и т.п.

Сообщество ВДА было основано с целью помочь психологически выздороветь и приобрести «эмоциональную трезвость» тем, у кого один или оба родителя страдали от проблем с алкоголем, наркотиками, азартными играми, работой, сексом и т.д., но обычно воздействие на семью было одинаковым. Поэтому при различных жизненных обстоятельствах они имеют похожие проблемы и обладают общими
характеристиками (по книге д-ра Джанет Герингер Войтиц «Взрослые дети алкоголиков»).

1. Взрослые дети пытаются отгадать, что такое норма. Из-за того, что отсутствует представление о нормальной семейной обстановке и о том, что правильно говорить и чувствовать, в разных жизненных ситуациях приходится быть в мобилизации, сомнении и действовать осторожно.

2. Взрослые дети испытывают трудности с доведением дел до конца. В здоровой семье у ребенка есть такое поведение и отношение, которое служит ему образцом. К сожалению, в дисфункциональной обстановке взрослые чаще всего подают негативный пример, а дома беспорядок, бессистемность, безответственность, нервоз.

3. Взрослые дети лгут, когда с таким же успехом могли бы сказать правду. Ложь составляет основу семейной системы, пораженной аддикцией. Как явное отрицание, она частично маскирует неприятную реальность, сокрытие последствий, нарушенные обещания и непоследовательность.

4. Взрослые дети безжалостно осуждают себя. Вы оцениваете других отнюдь не так сурово, как самого себя, хотя вам и трудно увидеть поведение других людей целостным. Черное или белое, плохо или хорошо, вот ваш типичный способ смотреть на вещи. Вы знаете, что такое чувствовать себя плохим, и как эти чувства вынуждают вас вести себя. И потом, если вам хорошо, всегда есть риск, что это долго не продлится. И так и эдак, вы себя подставляете.

-5

5. Взрослым детям трудно веселиться. В дисфункциональной семье атмосфера напряжения и стресса, ребенок чувствует опасность, ему сложно расслабиться и быть собой. Привычка в этом жить закрепляется на долгие годы.

6. Взрослые дети относятся к себе слишком серьезно. Эти характеристики тесно связаны. Вы не слышали, чтобы ваши родители смеялись, шутили или дурачились. Жизнь была делом серьезным и раздражительным. Непосредственность ребенка внутри вас была подавлена.

7. Взрослые дети испытывают трудности в установлении близких отношений. Чувство незащищенности или проблемы с доверием, сомнения (а не причинят ли мне боль) – часто блокируют возможность личного контакта.

8. Взрослые дети чрезмерно реагируют на перемены, которые не могут контролировать. Маленький ребенок зависимого не мог управляться своей жизнью. В будущем он учится доверять себе больше, чем кому-либо. Поэтому и перемены должны исходить только посредством его решений.

9. Взрослые дети постоянно ищут признания и одобрения. Послания, которые Вы получали ребенком, были очень противоречивыми. Это не была безусловная любовь. Формулировки были непонятными, а сообщения неоднозначными. Например, «Да, нет, я люблю тебя, иди отсюда». Поэтому вы выросли с некоторой путаницей о себе. Такой психике важно получить подтверждение со стороны, что «я хороший».

10. Взрослые дети считают, что они отличаются от других. Это чувство отличия было у Вас с самого детства. Другие дети имели возможность быть детьми. Вы – нет. Вы были слишком озабочены тем, что происходило дома, а часто и несли ответственность за это. Вы никогда не могли до конца расслабиться, играя с другими детьми.

11. Взрослые дети или чрезмерно ответственны или полностью безответственны. Вы либо берете на себя все, либо все бросаете. Середины нет. Вы старались угодить вашим родителям, делая все больше и больше, или приходили к выводу, что это не имеет значения, поэтому не делали ничего.

12. Взрослые дети импульсивны. Они склонны бросаться действовать без серьезного размышления над альтернативными вариантами или возможными последствиями. Эта импульсивность ведет к замешательству, ненависти к самому себе, и потере контроля над окружающей обстановкой. Вдобавок они тратят чрезмерное количество энергии, чтобы привести все в порядок.

Сколько признаков Вы у себя обнаружили?

Чтобы избавиться от последствий жизни в дисфункциональной семье, нужно совершить большую работу. Ведь вся Ваша психофизиология искалечена домашним насилием.

Но все возможно! Главное – идти в нужном направлении. Современные научные исследования доказали, что человеческий мозг обладает удивительной нейропластичностью! Психотравмы можно лечить, убеждения трансформировать, сценарии переписывать, нейросети перестраивать! А в интегративном подходе это можно еще и делать быстро! И жизнь заиграет новыми красками, Вы будете чувствовать свободу и радость, а отношения станут доверительными и гармоничными.

О том, как избавиться от зависимостей и их последствий читайте в статье «
4 компонента лучшей модели по лечению зависимостей. Реальные истории клиентов!»




Мария Фогель, интегративный психолог-практик

Если хотите получить консультацию или пройти терапию онлайн, приглашаю Вас на свой сайт https://mafo.pro/

-6

При подготовке текста использовались материалы:

Зависимости (центр неврологии и психотерапии «Гранат»)
https://www.granatmc.ru/

Аддикция (Российское общество психиатров)
https://psychiatr.ru/education/

Типы психоактивных веществ
http://www.muzgb.ru/

Причины, последствия и возможности предупреждения зависимого поведения работников (Управление персоналом в России: новые функции и новое в функциях)
https://studref.com/

Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). — М.: ИНФРА-М, 2013.

Формы зависимостей
https://14-mcrb.ru/formi_zavisimosti

Что такое зависимости и как их лечит нейробиология
https://theoryandpractice.ru/

Треугольник Карпмана
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Созависимость
https://medgz.ru/stati/

О треугольнике Карпмана стоит знать всем, кто хочет иметь счастливую семью
https://adme.media/svoboda-psihologiya/

Общие характеристики взрослых детей из дисфункциональных семей
http://www.detki-v-setke.ru/

Русскоязычный комитет обслуживания ВДА
https://adultchildren.ru/