Можете ли вы вспомнить ситуацию, когда вы испытывали субъективно ОЧЕНЬ сильные чувства, которые становилось сложно выдерживать?
Каждый из нас в силу своего опыта, темперамента, воспитания (и так далее) обходится и справляется с такими состояниями по-разному. В этом тексте я хочу рассказать о некоторых особенностях таких состояний, а еще о том, что с ними делать в контексте терапии и без, если они приносят дискомфорт.
И хотела бы затронуть не крайние степени (аффект, паническая атака), а те состояния, с которыми многие из нас встречаются чаще в каждодневном быту, на терапии и которые не являются столь кризисными, но при этом приносят дискомфорт и ощущение чрезмерности.
Это состояние захваченности чувствами я бы описала как луч прожектора, который направлен на определенный объект. Но у всякого луча есть и то, что находится в тени, и что мы в этот момент не замечаем, потому что место, куда направлен луч, отбирает все наше внимание.
Переживание очень сильного чувства у некоторых может сопровождаться ощущением «неадекватности». Такое часто проявляется и на сессиях. Например, когда клиент(-ка) плачет, злится, громко смеется, это может сопровождаться словами «я слишком сильно/много/громко плачу», «я наверное слишком сильно злюсь на…» – то есть сверху накладывается стыд (формирование которого тоже можно разбирать отдельной темой: семья, общество) за то, что я «слишком сильно…».
Но сильные чувства на самом деле не могут быть неадекватными (чаще всего, если мы рассматриваем условное здоровье), на их формирование и проявление влияет прошлый опыт, триггеры, паттерны, которые эти чувства запускают. Поэтому конкретно для нас конкретно в данной ситуации очень сильное чувство, если оно возникает, является очень даже адекватным. Стыд же в эти моменты не помогает ситуации и не снижает силу чувства (как хотелось бы), а только еще больше мешает нам.
Неочевидный момент: чаще всего, при внешней захваченности чувством, мы часто нечувствительны к себе. В этот момент тело может жить своей жизнью, а еще трудно определить, что именно вызвало у меня эту боль. Здесь мы оказываемся изолированы от всей ситуации (тень) и сливаемся с этим очень сильным чувством (луч).
Итак, что делать, если меня захватила буря чувств?
Эту надвигающуюся или уже настигшую сильную волну можно разбить на небольшие кусочки, тогда она может оказаться не такой страшной или стыдной. Последовательные вопросы к себе (знаю, в моменте сложно, но можно пробовать без требований к себе!):
⁃ что произошло? (триггер)
⁃ что я почувствовал(а)? (не «затыкать» это чувство, а обратить на него внимание)
⁃ как изменилось состояние моего тела? (возвращать чувствительность тела –> чувствительность к себе)
⁃ как я могу позаботиться о себе, чтобы мне стало чуть-чуть легче? Что помогало в предыдущие разы?
Момент задавания себе вопросов и попытки ответить на них – уже переключение с той лавины, где вы оказались.
Профилактикой таких «лавин» чувств может быть своевременное их проживание, проговаривание и вынесение во внешний мир.
Чувства – это проводник к нашим желаниям и потребностям.
Мы можем работать с такими «сильными» состояниями в терапии, где будет создаваться место одновременно и для того, чтобы чувствовать и проживать, и для того, чтобы что-то делать исходя тех потребностей, которые за чувствами стоят.
Вот некоторые моменты терапевтической работы с такими состояниями:
С одной стороны, есть другой человек (терапевт), который выдерживает эти сильные чувства, не сливается с ними, а с другой стороны – границы терапии, которые дают опыт того, что после окончания сессии я буду учиться справляться с сильно захватывающими меня чувствами самостоятельно (в том числе, с помощью тех навыков и опыта, которые я получаю в терапии).
Также в терапии идет работа с накладывающимся стыдом, исследование связей таких «сильных» состояний с прошлым опытом (как сформировалось, что является триггером), а еще помощь в дифференциации: что именно я чувствую? Это одно чувство или много? И многое другое.