Во всём мире электрокары медленно, но верно вытесняют с дорог автомобили с двигателями внутреннего сгорания. С недавних пор весьма востребованными они стали и в России. За последний год продажи электрических автомобилей заметно выросли. Вдвое увеличилось и число станций зарядки для них. В декабре 2022 года на базе Московского завода полиметаллов «Росатом» успешно запустил максимально локализованное производство литий-ионных аккумуляторных батарей. А уже в 2025 году в Калининградской области начнёт функционирование первая российская «гигафабрика» полного цикла. Всё это говорит о том, что идея внедрения «зелёного» личного транспорта имеет реальную поддержку, как со стороны государства, так и со стороны инвесторов.
Сегодня мы расскажем, как обстоят дела на отечественном рынке электроавтомобилей, а также обозначим факторы, тормозящие развитие данной отрасли, познакомим вас с наиболее востребованными марками, заострим внимание на выгодах, доступных владельцам экологически чистого транспорта в российских условиях.
Ситуация на рынке
На российском авторынке в настоящее время наблюдается резкий скачок продаж электрокаров. За восемь месяцев 2023 года спрос на экологически чистые машины в сравнении с аналогичным периодом 2022 года вырос в 4,4 раза. По данным агентства «АВТОСТАТ», за обозначенный период отечественными автолюбителями было приобретено 6 995 новых машин на электричестве. Под новыми понимаются транспортные средства возрастом не более трёх лет, первичная постановка на учёт которых производится именно в РФ.
Модельная линейка машин, использующих в качестве топлива электричество, на российском рынке пока не такая широкая, как в европейских странах. В числе лидеров по продажам числятся «зелёные» авто следующих брендов:
- Zeekr;
- Evolute;
- Nissan;
- Volkswagen;
- Tesla;
- Hongqi.
Рост рынка обеспечивается также и за счёт расширения производства электрических автомобилей внутри страны. Лидирующие позиции в этой отрасли сейчас занимают автозаводы «Москвич» и открытый в Липецке Evolute («Моторинвест»). Идея экологически чистого транспорта развивается и концернами АвтоВАЗ, ГАЗ (электрические Gazelle e-NN), УАЗ.
Официально в продаже
Через официальных дилеров соответствующей марки, а главное — с предоставлением полноценной гарантии производителя сейчас в стране можно купить электромобили китайских марок Voyah и Skywell, а также российских брендов Evolute и Москвич.
Электрокары из Поднебесной в салонах представлены следующими моделями:
- кроссовер Voyah Free EV 106 кВтч стоимостью около 9 млн. рублей с запасом хода 500 км;
- минивэн Voyah Dream EV 108,7 кВтч с запасом хода 482 км, оцениваемый в 9,9 млн. рублей;
- седан Voyah Passion с батареями двух поколений. Модель с заявленным запасом хода 483 км оснащена аккумулятором «младшей версии» в 82,11 кВтч. Ценник на неё начинается с 8,3 млн. рублей. Модель со «старшей версией» батареи в 108,73 кВтч чаще именуется «Long Range». Стоящая около 9,69 млн. рублей, она при полной зарядке рассчитана на преодоление рекордных 608 км.
- кроссовер Skywell ET5 с батареей 72 кВтч, запасом хода 400 км и стоимостью от 4,48 млн. рублей.
Машины, сходящие с конвейера российских компаний Evolute и Москвич, назвать отечественной продукцией можно только условно. Производятся подобные электромобили путём крупноузловой сборки на базе моделей дружественных компаний из Китая (Dongfeng и JAC, соответственно). Марка Evolute, появившаяся в России только в 2022 году, сегодня готова порадовать ценителей экологически чистого транспорта двумя моделями электрокаров – седаном Evolute i-PRO и кроссовером Evolute i-Joy. Стоимость седана с установленной батареей в 53 кВтч и запасом хода 433 км. составляет порядка 3 млн. рублей. Имея аккумулятор такой же мощности, кроссовер с запасом хода 407 км. стоит уже около 3,5 млн. рублей. Кроссовер Москвич 3е, укомплектованный батареей в 65,7 кВтч, обойдётся в 3,5 млн. рублей. Заявленный запас хода у данной машины составляет 410 км.
Привилегии владельцев электрокаров
На сегодняшний день государство готово предоставить субсидию на приобретение электромобиля в размере 25% от стоимости транспортного средства. Сумма при этом не должна превышать 625 000 рублей для физических лиц и 925 000 рублей для юридических лиц. Её можно использовать как для уплаты первоначального взноса, так и для погашения основного долга по договору автокредитования или лизинга.
Софинансирование организуется Министерством промышленности и торговли в рамках реализации Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030 года. Всего из бюджета на субсидии выделено примерно 121 миллиард рублей. Планируется, что к 2026 году помощь государства в покупке электрокаров сократится до 20% стоимости транспортного средства, а к 2030 году будет составлять всего 10% от неё.
Участвовать в госпрограмме можно только в том случае, если приобретаемый автомобиль полностью собран на территории страны. Причём до конца текущего года в расчёт будут браться абсолютно все электрические машины, выпускаемые в России, даже если при их производстве используется метод крупноузловой сборки. С 2024 года называться отечественным электрокар сможет только в том случае, если он произведён методом мелкоузловой сборки или же оснащён аккумуляторной батареей, выпущенной в России. В 2026 году обязательными станут и мелкоузловая сборка, и наличие отечественной батареи.
По мнению экспертов, запуск в России собственного производства литий-ионных батарей и установка их на автомобили заметно ослабит зависимость производителей от зарубежных поставщиков аккумуляторов, а также поможет снизить себестоимость выпускаемых с конвейера электрокаров. Примечательно, что уже сейчас производимые в Нижнем Новгороде электрические Газели оборудованы российскими аккумуляторными батареями, а значит приобретать их с хорошей скидкой по госпрограмме можно будет вплоть до 2026 года.
Владельцы негибридных электрических автомобилей освобождены от уплаты транспортного налога. Не взимается налог в 20 регионах страны. В Москве данная льгота для физических лиц действует до 1 января 2025 года. Затем от уплаты транспортного налога будут освобождены лишь те водители электрокаров, кому данная льгота положена уже на других основаниях (наличие определённой группы инвалидности, многодетность, участие в военных действиях и т.п.).
В ряде субъектов льгота доступна владельцам электрокаров мощностью до 150, 200 или 250 лошадиных сил. Пять регионов готовы предоставить водителям 50%-ную скидку на уплату налога. В Ханты-Мансийском автономном округе, а также в Сахалинской области и Камчатском крае предложение распространяется и на владельцев бензоэлектрических машин. За «гибриды» (в основном японские) они платят транспортный налог со скидкой в 20% и 50% соответственно.
В Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске для всех, кто перемещается на экологически чистом автотранспорте, доступна бесплатная уличная парковка на муниципальных стоянках без шлагбаумов.
Кроме того, с 1 марта 2023 года электрокары имеют право бесплатно перемещаться по платным дорогам. Зелёный свет «зелёному» транспорту горит пока только на шести магистралях: М-11 Москва-Санкт-Петербург, М-12 Москва-Казань, ЦКАД, М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина». Для того, чтобы воспользоваться преимуществом проезда, владелец электрического автомобиля должен обратиться в офис «Автодора», подтвердить статус транспортного средства, предоставив документы об оснащении последнего электрическим двигателем, а также обновить транспондер. Эксперимент с предоставлением указанной льготы продлится до конца 2023 года. По его результатам будет приниматься решение о дальнейшем распространении права бесплатного проезда электрокаров и по региональным платным дорогам.
Что тормозит развитие отрасли?
Огромное значение на снижение покупательской активности оказывает слабая осведомлённость российских автолюбителей об огромном функционале и истинных возможностях машин, работающих на электричестве. Многие до сих пор считают, что вкладываться в покупку авто, которое наверняка не сможет нормально работать в условиях российской зимы, – бессмысленно. Проблема быстрой разрядки батареи в зимний период, действительно, существует. Однако, наиболее актуальна она лишь для регионов с суровой зимой. Эксперты утверждают, что средняя дальность передвижения подобного транспортного средства с учётом актуальных для нашей страны климатических условий составляет 150 километров при скорости в 70 км/ч.
Не менее значимой причиной, останавливающей от покупки электрокара, является недостаточно развитая инфраструктура. Прежде всего, это малое число заправок (не только быстрых). Особенно остро эта проблема ощущается в регионах. Настоящей проблемой признаётся и острая нехватка специалистов, готовых провести качественное техническое обслуживание, точную компьютерную диагностику и оперативный ремонт машины на электричестве.
Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.