Последнее время очень фонит тема гнева и раздражения в запросах.
Хочется чуть-чуть углубиться и немного раскрыть эту тему с разных ракурсов.
С одной стороны, гнев - это та самая эмоция, в отношении которой у огромного количества людей воспитана цензура.
Я гневаюсь и это плохо! - привычный паттерн мышления.
Разумеется, мы не рождаемся с таким отношением к раздражению, а выучиваем её в ходе взросления.
Учат нас этому и родители, и культура и окружающие люди.
Но давайте рассмотрим чуть глубже - этику гнева.
Раньше религиозные взгляды формировали отношение к эмоциональным реакциям. Но тут тоже не всё просто: с одной стороны, в христианстве есть понятие «Праведный гнев», а другой - «Гнев один из 7 смертных грехов».
В том же буддизме, гнев считается одним из трех корневых пороков, которые мешают достижению просветления. И в исламе есть любопытное наблюдение: "Если кто-нибудь из вас рассердится, а он стоит, пусть сядет, чтобы его гнев прошел; если он не проходит, пусть он ляжет".
И здесь кроется один важный этический нюанс - ни одна религия, насколько я знаю, не говорит и не осуждает человека за испытывание гнева.
Ключевой момент - в том, как мы проявляем свой гнев.
Именно здесь и кроется линия деления - является ли гнев «праведным» или «греховным».
Конечно, нюансы различны, но если обобщить, то праведный гнев может быть определен как тот, который вызван нарушением справедливости или закона Божьего и направлен на защиту прав и интересов других людей.
Отсюда, получается, что за возникающий гнев даже в религиозных канонах не является чем-то плохим.
Каждый человек подвластен гневу.
Гнев приходит не особо спрашивая нас. Наш выбор и воля в том, как мы его проявляем.
А что думали на эту тему философы?
Конечно, они не могли обойти столь яркую эмоцию стороной.
В целом, их точка зрения совпадала с вышеупомянутыми выводами, но с некоторыми нюансами - античные греки считали, что гнев является естественным и необходимым чувством. Однако, они также уделяли внимание тому, как гнев может быть контролирован и направлен на конструктивные цели.
Сократ считал, что гнев может быть вызван неправильным мышлением и неполнотой знаний. Он утверждал, что люди, которые обладают правильным мышлением и знаниями, могут контролировать свой гнев и выражать его конструктивно.
И, надо сказать, в современной психотерапии (той же КПТ или РЭПТ) это совершенно точно отражается.
Аристотель считал, что гнев может быть полезным, если он направлен на защиту справедливости и прав. Однако, он также утверждал, что гнев может быть опасным, если он не контролируется и выражается без разумной причины.
Эпикур считал, что гнев является одной из негативных эмоций, которая мешают человеку достигать счастья. Он утверждал, что гнев может быть преодолен через философскую мудрость и понимание того, что гнев не приводит к счастью или удовлетворению.
Таким образом, многие философы древности также считали, что гнев естественен, но у нас есть выбор его выражения. И профилактически имеет смысл размышлять над ним, чтобы снизить частоту его появления.
Автор: Бондин Евгений Михайлович
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru