Стоял тёплый конец апреля. Те самые прекрасные дни, пока ещё не пошёл лёд по главной реке нашего приморского городка. Этот лёд приносит с собой холодный ветер и краткий перерыв в такой быстротечной весне.
Я сидела на работе в федеральном научном центре и с некой тоской смотрела на начинающие вовсю зеленеть газоны.
В перерыве между пациентами открывала окно нараспашку, благо солнечная погода и небывалые +21 градусов этому весьма способствовали.
Приносят ребёнка 7 месяцев. Диагноз направления «синдром гипервозбудимости». Есть у нас в медицине такие диагнозы, которые значат всё или ничего не значат. Короче, понимай, доктор, как знаешь.
С пациентом тревожные возрастные мама и бабушка. В свидетельстве о рождении в графе «отец» прочерк. Рассказывают, что вот долгожданный сын-внук, они о нём так заботятся, а он вечно орёт и постоянно мокрый! В поликлинике сдали анализы – ничего! Вдруг мы что-то найдём, ведь мы аж целый Университет!
Найдём. Я нашла примерно за 30 секунд. У меня же глаз-алмаз и местами рентген с проточным цитометром вместе!
Напомню, что апрель. Тепло. Солнце. И даже ветра нет. Это важно в постановке данного диагноза.
Мама и бабушка начинают раздевать орущего малыша. Снимают толстую шерстяную шапочку. Снимают шапочку из плотного трикотажа. Снимают тонкую, насквозь мокрую шапочку из хлопка.
Расстёгивают пуговки вязанного комбинезона на флисовом подкладе. Снимают трикотажную футболку и брючки. Снимают нижний тонкий мокрый насквозь боди.
Попутно роняют носочки, две пары – трикотаж и шерсть.
Довольный младенец успокаивается и даже немного начинает улыбаться.
- А вы его всегда так тепло одеваете?
- Конечно! Он же маленький, замёрзнет!
Замёрзший младенец радуется свежему воздуху и пытается сесть. В куче объёмных одёжек это было проблематично.
Разумеется, я посмотрела все анализы из поликлиники. Там всё было хорошо. Даже рентген костей черепа, который сделали пару недель назад (зачем?!) тоже был без патологии. И многочисленные УЗИ всего ребёнка. И антитела ко всем герпесам (зачем?!).
Короче, ушёл от меня ребёнок с диагнозом Z03.8 – Наблюдение при подозрении на другие заболевания. В переводе на человеческий язык это значит: думали, что болен, но нет.
Из рекомендаций было раздеть ребёнка до одежды, подходящей по погоде. И витамин Д 1000 МЕ 1 раз в сутки, утром, ежедневно. Это профилактическая доза.
Но боюсь, что моя лекция про то, что «незрелая терморегуляция» значит, что ребёнок может перегреваться, а не только замерзать, не принесла своих плодов. Какой там гипоталамус, какой центр терморегуляции! В нашем холодном городе основная проблема - как не замёрзнуть, а вовсе не как не умереть от жары. И в умах обывателей уже на уровне генома прописано, что главное - не заморозить ребёнка! Хотя перегреваются дети даже чуть быстрее, чем замерзают.
Взяли заключение, ушли.
Хорошо, хоть жалобу не написали.
А все многочисленные шапочки на малыша снова надели в коридоре.
И носочки.
Четыре штуки.