Найти в Дзене
druzhinin audio

Видеомагнитофон VHS для звукозаписи. Режимы SP и LP — есть ли разница?

Оглавление

№32/2023. Скорость ниже, а качество выше? Запишем композицию с альбома «The Dark Side of the Moon Redux» — и узнаем!

Всем привет!

На этой неделе в самые читаемые материалы блога неожиданно вышел прошлогодний выпуск, посвященный использованию видеомагнитофона VHS для звукозаписи:

Одновременно с этим в баре DAstereo «ожила» аналогичная тема. Обсуждался вопрос, какой режим наиболее приоритетный для записи аудио — Standard Play (SP) или Long Play (LP).

Речь о скорости движения ленты. В режиме LP она в два раза ниже. А значит, и хронометраж увеличивается вдвое: была трёхчасовая кассета — стала шестичасовой.

Если бы мы говорили об аналоговой звукозаписи, то приоритет однозначно был бы за более высокой скоростью. Однако относительно VHS существует обратное мнение.

Александр (aflotp) / DAstereo:

Звук пишется на нижний слой ленты, потом сверху пишется видео сигнал. При меньшей скорости, аудио сигнал прописывается лучше. Например в инструкции к одному из моих JVC четко указано, что звук писать именно в LP режиме. Ну и по факту в LP звук более динамичный.
Мои личные впечатления, что в SP звук чуть более прозрачный, но хуже динамика и нижний диапазон.
На LP скорость меньше, аудио головки взаимодействуют с лентой дольше, прописывают качественней.

(орфография и пунктуация авторские)

Ранее в блоге уже проводилось сравнение видеокассеты с «конкурирующими» форматами — аудиокассетой и MiniDisc...

Аудиокассета, VHS и MiniDisc. Новогодняя битва ретро-форматов!
druzhinin audio30 декабря 2022

...однако VHS, записанную в разных режимах, мы ещё не слушали.

Сегодня — сравним запись VHS в режимах SP и LP, а также в Extended Play (EP) — обнаружил, что в моём видеомагнитофоне есть и такой тоже.

***

Тестовый трек — «Money». С только-только вышедшего альбома Roger Waters «The Dark Side of the Moon Redux»:

Hi-Res 24 bit 96 kHz | Qobuz

Пластинка уже вызвала немало споров. Напишите в комментариях, понравилось ли вам переосмысление классического альбома Pink Floyd от самого же автора.

Что касается композиции «Money», новая аранжировка напомнила мне саундтрек к сериалу Dark. Таким же задумчивым и атмосферным получился этот трек.

Но вернёмся к нашей аудио-дичи

TTX: медиаплеер Zidoo Z9X —> ЦАП Loxjie D30 mk II —> видеомагнитофон Panasonic NV-FJ730 —> (оцифровка) АЦП Focusrite Scarlett 2i2 (1st Gen). Плюс некоторое количество эзотерики в питании и кабельной обвязке.

Оцифровка производилась в LPCM 24 bit 96 kHz. В целях экономии места на облачном диске, сэмплы поджал до LPCM 16 bit 48 kHz.

В прошлых обзорах я использовал «новодельную» видеокассету VS 240, на что мне попеняли в комментариях, мол, не чета она «староделам». Поэтому сегодня записывать будем на кассету Panasonic SP E-180 (NV-E180XP) из 1990-х гг.

Но для начала я записал аудиосигнал, прошедший через тракт видеомагнитофона (чтобы убедиться, что он не вносит искажения).

Sample: Panasonic_direct >>>

-2

Standard Play (SP)

-3

Sample >>>

-4

Long Play (LP)

-5

Sample >>>

-6

Extended Play (EP)

-7

Sample >>>

-8

Сравнение

Каждые 20 секунд в треке — смена режима записи. Сначала звучит аудиосигнал, прошедший через тракт видеомагнитофона (direct), затем поочередно — VHS SP, LP и EP. Финальный круг — по 10 секунд.

Sample >>>

-9

Скачать все сэмплы одной папкой >>>

Резюмируя

Дисклеймер! Все выводы сугубо субъективны и не претендуют на истину в последней инстанции.

Я не обнаружил принципиальной разницы между вариантами direct и VHS SP, тогда как остальные режимы записи показали существенные отличия.

LP: то, что оратор из приведённой в начале выпуска цитаты охарактеризовал как «лучше динамика и нижний диапазон», оказалось «окрасом», явно привнесённым в фонограмму при записи. Нет, согласен, звучит красиво, но про точность передачи оригинала речи не идёт. И как знать, не приведёт ли такой «эффект эквалайзера» к утомляемости при длительном прослушивании.

EP: деградация по всему частотному диапазону налицо. Да, не очень выраженная и не фатальная для фонограммы, но про точность передачи «исходника» опять же говорить не приходится.

С одной стороны, если не сравнивать с референсом, слушать можно и LP, и EP. С другой — такая экономия не несёт никакой утилитарности. Даже если вы недавно приобщились к «звуку на VHS» и не имеете «старых запасов» ленты, видеокассеты на вторичном рынке стоят сущие копейки.

Лично я буду продолжать использовать режим SP.

Update (27.10.2023). Переслушал сэмплы в наушниках. В вариантах LP и EP, помимо уже обозначенного изменения в «частотке», присутствуют также щелчки а-ля винил, которых нет в режиме SP. Что ещё раз подтверждает мой тезис о том, что возраст и состояние ленты влияют на конечный результат. То есть, чем ниже скорость, тем больше вероятность появления артефактов при использовании подуставших и подрастянутых лент. А лента, напомню, здесь использовалась б/у и почти 30-летней давности — Panasonic SP E-180, причём не из моих «запасов». О том, как и где она хранилась, мне ничего не известно. И это ещё один весомый аргумент в пользу использования режима SP.

***

Ну, а мне осталось напомнить, что моя маленькая звукозаписывающая мануфактура продолжает принимать заказы: все фонограммы из обзоров (и не только) доступны для записи на аудиокассеты, видеокассеты (VHS) и минидиски (MiniDisc).

Всем хорошего звука! До новых встреч.

Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

Мой канал в Telegram >>>