Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Хранители тайн

Когда-то на практикуме по Семейному консультированию узнала, что Семейные тайны крайне разрушительны, как для психики отдельных членов семьи, так и для семейной системы в целом.

Если честно, тогда не очень это поняла. Разрушительны, значит разрушительны, но желание понять глубже эту тему осталось.

Сейчас, занимаясь генеалогическим исследованием своей семьи, встретилась с огромным количеством семейных тайн, которые хранила вся семейная система, создавая тем самым сильнейшее напряжение, как для себя в настоящем, так и для потомков в будущем.

Начну с самой таинственной ветки моего рода – дворянской. Если что, то она у меня только одна, все остальные крестьянко-мещанские, но и там были тайны, просто дворяне оставили после себя больше следов в архивах, соответственно и тайн про них узнать можно больше.

И так, моя бабушка по папе Ирина Витальевна Рыкова родилась в 1916 году в старинном городе Рославль, который долгое время был частью Польши. Её отец Рыков Виталий Никифорович 1887 г.р. и мать Волонцевич Анна Васильевна 1894 г.р. (мои прадедушка и прабабушка) были потомственными дворянами. Далее буду их называть Виталий и Анна.

Запись о Венчании Виталия и Анны

-2

Свидетельство о Рождении моей бабушки

Виталий потомственный военный, служил в Царской Армии в чине поручика, участвовал в 1 Мировой войне.

-3

Во время Революции перешёл на сторону Красной Армии. Во время Гражданской войны попал в Польский плен. Анна с ним развелась, хотя тогда для развода особенно ничего и делать не нужно было, так как у них был Венчанный церковный брак и для Советской власти, он не имел никакого значения.

Теперь, получив копии Уголовных дел Виталия из Архива ФСБ, узнала, как ему удалось вернуться целым и невредимым из Польского плена. Оказалось, он был завербован Польскими разведслужбами, и именно это дало возможность вернуться на Родину. Это одна из тайн. В результате, в 1937 году его судили и расстреляли по 58 статье. После возвращения из плена он женился на крестьянке, и в этом браке родились трое детей. Его младшую дочку я нашла, в этом году ей исполнится 90 лет.

-4

Затем Анна выходит замуж, а точнее просто начинает жить с потомственным дворянином Зейфистом Василием Семёновичем 1894 г.р., который на тот момент является Политработником Красной Армии. Так моя бабушка Рыкова Ирина Витальевна превращается в Зейфист Ирину Васильевну. До Революции Василий учился в Московском Университете на Юридическом факультете, так как пошёл по стопам отца, который был Судебным приставом, частным поверенным. Теперь знаю, что Анна и Василий жили в соседних домах в Рославле, знакомы были с рождения, с блеском окончили Рославльские гимназии.

-5

Зейфист В.С. и Волонцевич А.В.

У Василия, так же как у Анны, это был второй брак. Первой женой Василия была потомственная дворянка Душак Надежда Павловна. В этом браке в 1918 году у них родилась дочь Нина, которая впоследствии участвовала в Великой Отечественной Войне. К сожалению, она ни так давно умерла, но я не успела её найти, правда нашла могилу и теперь могу ее навещать.

И так, Анна начинает жить с Василием, которого Советская власть посылает служить туда, куда посылает.

В середине 20-х годов семья: Василий, Анна, моя бабушка Ирина и мать Анны - Анна Константиновна (дочь купца) оседают в Москве. Им дают две комнаты в коммунальной квартире в Доме военных в Большом Ржевском переулке в районе Арбата.

-6

Мои бабушка и дедушка

Василий служит Советской власти, Анна работает в Радиокомитете СССР, Ирина учится в школе, Анна Константиновна занимается хозяйством. Так продолжалось приблизительно до середины 30-х годов. В 1934 году Ирина выходит замуж за моего дедушку Ильина Николая Георгиевича прекрасного человека крестьянского происхождения. Я докопала его ветку до 1700-х годов, там сплошь крестьяне. В этом браке рождается дочь (моя тетя) и сын (мой папа).

Теперь узнаю, что Василий развелся с Анной и переехал к своей третьей жене, которая так же работала в Радиокомитете и жила практически в соседний доме. Это еще одна тайна, про которую никто никогда не говорил.

В 1939 году Василий попадает под каток репрессий. Ему вменяют участие в Троцкистской организации и дают три года лагерей. Это тоже было тайной. Сейчас очевидно, что три года тогда давали ни за что, если было за что, то просто расстреливали. Василий попадает в «ПечерЛаг». Мне удалось найти внука одного заключенного, который отбывал срок вместе с Василием. Он написал книгу, основанную на письмах деда из лагеря.

Зейфист В.С. отчим моей бабушки

Срок приговора у Василия заканчивается в 1943 году, но выходит Указ о том, что всех заключенных задержать до конца Войны. Зимой 1944 года его отправляют в Караганду (КарЛаг), где он умирает от воспаления легких, о чём я получила справку. Про это в семье тоже никто не говорил, как будто этого не было. Этой весной съездила в Казахстан, нашла братскую могилу, в которой его похоронили и высыпала "Ваганьковскую землю" с могилы его жены и дочери, а им привезла землю с его могилы.

-8

Лемтюгова Анна Константиновна в 1908 г.

Отдельная тайна – это развод в 1892 году моей дважды прабабушки Лемтюговой Анны Константиновны, дочери купца-скотопромышленника Лемтюгова Константина Кирилловича.

В 1887 году она, будучи молодой девушкой 19-ти лет выходит замуж за прохиндея Лютеранского вероисповедания некоего Джона Петрова Бетке 29-ти лет, который оказался мошенником, и обвел вокруг пальца даже видавшего виды Рославльского купца С.П. Мухина, торговавшего пенькой в Кёнигсберге.

-9

Бетке был Управляющим у Мухина, своровал у него 35 000 немецких марок и скрылся. После чего Анна Константиновна решила с ним развестись, обратившись в Полицейское управление Рославля с Прошением о розыске беглого мужа.

-10

Так она знакомится с Полицейским урядником г. Рославля Волонцевичем Василием Васильевичем, конечно же потомственным дворянином, который помогает ей оформить развод, в результате чего они благополучно венчаются, и у них рождается трое детей, двое из которых умирают в возрасте 8-10 лет. Выживает только моя прабабушка Анна Васильевна.

Я не упомянула еще об одном родственнике бабушки, который эмигрировал в Константинополь, где был председателем «Федерации помощи детям» и активно занимался улучшением жизни русских эмигрантов, работая в Международном Бюро Труда.

-11

Затем он переехал в Америку, там женился и вместе с женой владел гостиницей «Четыре ветра». Это был племянник Анны Константиновны - Лемтюгов Николай Андреевич. Думаю не стоит упоминать о том, что это тоже было тайной.

-12

И так, что было делать моей бабушке, когда она заполняла графу «Социальное происхождение родителей»?

Если бы она писала всё как есть, то это выглядело бы так:

  • Отец – дворянин – был в Польском плену, завербован Польской разведкой, расстрелян.
  • Мать – дворянка.
  • Отчим – дворянин – осужден по 58 статье, умер в лагере.
  • Отец отчима – дворянин – бывший судебный пристав.
  • Дед – дворянин - бывший уездный исправник.
  • Прадед – дворянин - бывший уездный исправник.
  • Племянник бабушки – сын купца – эмигрировал в Америку.
-13

Моя бабушка Рыкова-Зейфист-Ильина И.В.

Где бы она была с такой анкетой? Не сложно догадаться где. Во время Войны она занималась распределение топлива для танков. Соответственно её работа была окружена грифом секретности, так как было понятно, куда отправляется топливо, там и готовится наступление. Если бы хоть кто-то знал, что она из «бывших», то не видать ей этой работы никогда.

Вот, и молчали, и скрывали, берегли себя и детей. Охрана тайн было жизненно важна. Тайны, с одной стороны, обеспечивали социальную безопасность, а с другой стороны, были крайне разрушительны, как для психики самих людей, которые хранили тайны, так и для будущих поколений.

Чем опасна тайна?

Для самого хранителя тайны она опасна тем, что вызывает высокий уровень физического и психологического напряжения. Необходимо всегда быть начеку, контролироваться сказанное, не выдать себя ни словом, ни взглядом, сочинять легенду, которая должна заменить правду.

Метафорично, это можно представить так - человек держит в руках гранату с выдернутой чекой, которая может рвануть в любой момент. Что бы этого не произошло, он контролирует свои движения, дыхание, слова, мимику и при этом говорит, что это вовсе не граната, а милый, пушистый котенок.

Для последующих поколений тайны опасны тем, что дети (внуки) перестают верить себе и своим чувствам. Все говорят, что гранаты нет, а я её вижу, значит со мной, что-то ни так. Как результат - высокий уровень тревоги, страхи, фобии, склонность к депрессии, зависимости, отсутствие доверия себе.

К сожалению, я уже не могу узнать, что чувствовали мои родные, как переживали происходящее. Знаю одно, что все они умерли достаточно рано от сердечно-сосудистых заболеваний.

Возникает вопрос – Как я себя чувствую, узнав очень не простую историю своей семьи? Откровенно могу сказать, что точно лучше, чем до этого. Сейчас есть правда. Возможно, она не самая симпатична, но с ней можно встречаться, рассматривать её, оплакивать судьбы близких, горевать о том, что им пришлось пережить в ту переломную эпоху, удивляться их мужеству, радоваться их радостям, которые, конечно случались.

Для меня, это значит БЫТЬ СОБОЙ, знать, принимать, любить и уважать свои корни.

Бывает, слышу от знакомых: «А ты не боишься раскрыть «Ящик Пандоры?» Если исходить из того, что «это идиома, означающая «любой источник больших и неожиданных неприятностей», или, как вариант, «подарок, который кажется ценным, но который на самом деле является проклятием», то считаю, что источником неожиданных неприятностей и проклятьем является наличие семейных тайн, а не их обнаружение.

Всем прозрачности, ясности, правды.

Психолог Смирнова Ирина

Автор: Смирнова Ирина
Психолог, Бережный проводник

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru